Новая образовательная программа

7M02204 Религиозная идентичность в конфликтологии в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы. Качественная подготовка специалистов для научной и образовательной сферы высших учебных заведений. Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, способного: интерпретировать и обобщать глубокие научные знания о конфликте, допустимые методы работы с ними, гарантирующие их разрешение; осуществлять разработку разрешения и исследования проблем в сфере конфликтологии, основываясь применении существующих теоретико-методологических аспектов анализа и технологий управления конфликтами; обрабатывать и письменно излагать результаты исследования, обрабатывать документацию и составлять отчет; обеспечивать результативность работы с методами, технологиями и приемами разрешения конфликта; выстраивать собственную программу приращения знаний посредством изучения опыта работы отечественных конфликтологов, с тенденциями развития мировой конфликтологии.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M051 Религия и теология
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
  • Конфликторазрешение в профессиональной деятельности религиоведа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность квалифицированного мышления в раскрытии и экспертизе о сущности и видах выражения социально-политических и других конфликтах, компетентно работать с технологиями арбитражного решения конфликта. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - использовать методологию исследования об основных моделях, исторических типах государственно-церковных отношений РК и в зарубежных странах; - определять наиболее эффективные сферы государственной этно-конфессиональной политики, конфессиональности; - характеризовать казахстанскую специфику государственно-церковных отношений в исторической ретроспективе и современной перспективе, критически осмысливая и демонстрируя разработку инновационных решений; - выявлять ключевые элементы взаимосвязи религиозных учений и представлений с политико-правовыми концепциями; - эффективно и всесторонне применять методы управления межличностного и группового конфликта; технологии разрешения конфликтов. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу анализа основных проблемх и процессов конфессиональной политики; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. При изучении дисциплины будут раскрываться следующие аспекты: основные понятия и определения дисциплины в их системной взаимосвязи, базовые теоретические модели проектирования и реализации эффективной конфессиональной политики, зарубежный опыт государственно-конфессиональных отношений. Научные источники по данной дисциплине. Правовое регулирование современных государственноконфессиональных отношений: международный опыт.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аналитика современной казахстанской религиозности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать философско-религиоведческие концепции основы и типы религиозности сегодняшних казахстанцев, соответствия факторов ее эволюции, базисных диссонансов и направлений развития. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - выявить общее и особенное в современной религиозной практике; - раскрыть степень влияния государства на религиозное духовенство на примере религиозной политики РК в отношении своих подданных; - выявить степень влияния советской модернизации на специфику религиозных институтов в Казахстане; - проанализировать деятельность Духовного Управления мусульман Казахстана как института гражданского общества в современном Казахстане; - проводить мониторинг религиозности с целью выявления контуров модели, описания динамики, характера процесса и др. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу исследования новой религиозности как эпифеномен социогуманитарных исследований. При изучении дисциплины будут раскрываться следующие аспекты: сущность, природа религиозного сознания, современные модификаций их квалификации, интенция данного феномена в отношении формирования институтов, воссоединения субъектов, направления деятельности, ее импульсов, оценка результатов. Парадигма новой религиозности. Состояние и тенденции религиозности в суверенном Казахстане. Трактовка религии как социального института массовым сознанием. Проявление роли и векторов влияния религии в обществе. Понимание религии и интерпретация концепта «новые религии. Восприятие религиозной веры в проекции на личностную идентичность. Социокультурные воздействия и функциональные возможности религии. Особенности трансформации мировоззрения казахстанцев.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методика религиоведческих экспертиз
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование навыков анализа основных принципов проведения религиоведческой экспертизы и законодательной базы проведения религиоведческой экспертизы. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - интерпретировать основные положения религиоведческой экспертизы в законодательстве о религии и религиозной деятельности в РК и в правовых нормах международного права; - идентифицировать и аргументировать собственное понимание ключевых элементов проблем религиоведческой, философской, социально-политической и научной литератур; - произвести оценку законодательной базы проведения религиоведческой экспертизы; - анализировать экспертные заключения по судебным делам, освоить методы проведения религиоведческой экспертизы; - синтезировать священные тексты религий мира. Назначение дисциплины. Курс обеспечивает развитие навыков проведения экспертизы и оформления ее результатов, знакомство с материалами судебных разбирательств и анализ экспертных заключений по судебным делам, освоение методов проведения религиоведческой экспертизы. В процессе изучения данной дисциплины рассматриваются: методологические основы науки о религии, общие основы и различия теоритических подходов к интерпретации религии, экспертиза религиозных информационных материалов, особенности и специфика экспертиз учредительных документов, экспертиза религиозных образовательных программ, экспертиза религиозной тематики в СМИ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы государственно-конфессиональных отношений
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование целостного знания о правовых основах государственно-конфессиональных отношений. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - определить и изучить истоки развития государственно-конфессиональных отношений: - классифицировать правовые нормы и положения взаимоотношения государства и религии; - оценить роль толерантности в урегулировании межконфессиональных и межэтнических отношений; - провести научное исследование для выработки решений связанных взаимоотношений государства и религии; - разрабатывать различные исследовательские стратегии о соотношении государства и религии, также выделять небходимые данные из ряда источников. Назначение дисциплины. Дисциплина рассматривает историю отечественного государственно-конфессионального права. Курс призван конкретизировать сведения о правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений в различных странах мира, проблемах реализации принципа свободы совести в разных правовых системах, попытках осуществления правовых реформ в Казахстане, нацеленных на расширение веротерпимости и свободы совести. Данная дисциплина позволит выявить эволюцию понятий, представлений о государственно-конфессиональных отношениях, которые менялись вместе с правовой и политической культурой Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате изучения дисциплины сформировать у магистрантов способности: - понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; - анализировать методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений; - применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; - объяснять основные психологические особенности деятельности отдельных людей и групп, являющихся объектами управления; - систематизировать основные психологические особенности деятельности субъектов управления; устанавливать сущность и содержание психологической подготовки субъектов управленческой деятельности; - характеризовать социально-психологические явления, возникающие в процессе управления в интересах повышения его эффективности; - демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования профессионально важных психологических качеств субъектов управления; - развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; - разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в организации; - осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области психологии управления, презентовать ее результаты; - реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; - критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления;эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Казахстанская модель регулирования этнических и межконфессиональных отношений
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирует представление об основных направлениях современной казахстанской модели регулирования этнических и межконфессиональных отношений. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - понимать сущность, цели и задачи этноконфессиональной политики в Республике Казахстан; - анализировать и классифицировать теоретические знания по этническим и конфессианальным проблемам современности; - логически анализировать общие закономерности и специфические черты этнической политики и на этой основе прогнозировать пути решения межэтнических и межконфессиональных проблем и конфликтов в Казахстане; - оценивать основные факторы, определяющих динамику расселения отдельных народов и изменения этнического состава населения в полиэтничном Казахстане; - ориентироваться в современных ситуациях конфликного взаимодействия носителей различных культур, конфессий и этносов. Назначение дисциплины. Дисциплина рассматривает этноконфессиональные отношения и факторы которые становятся актуальными в условиях социально-экономической и политической трансформации казахстанского общества, резко возросшего расслоения населения по критериям материального достатка, усиления миграционных потоков, значительного возрастания значения и роли религии и этничности. Хрупкость сферы межэтнических и межконфессиональных отношений, оказывающих большое влияние на социокультурное развитие страны в целом, региона, города, требует глубокого изучения происходящих в этой сфере процессов, своевременного и научно обоснованного реагирования. В ходе изучения дисциплины проводится анализ современного состояния дел в религии и современных миграционных процессов, как важнейших факторов влияющих на состояние межэтнических отношений в мире и в Казахстане.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность организации и планирования научных исследований в Казахстане в условиях глобализации общества; проектировать опытно-экспериментальную работу в проведении исследования. В ходе изучения курса сформировать у магистранттов способности: - описывать логику и структуру педагогического исследования, методологический аппарат педагогического исследования при проведении НИР и планировании педагогического исследования; - отбирать и применять в профессиональной деятельности общие технологии научной деятельности и методы проведения научно-педагогических исследований; - проектировать научно-исследовательскую работу; - владеть научно-исследовательской и методологической культурой магистранта в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития Казахстана. - осуществлять экспертизу социогуманитарных проектов и программ в области науки и образования государственного и международного уровня; - оценивать международный и национальный опыт развития науки и научных исследований. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: • развития науки и инноваций, вхождение Казахстана в мировое научно-образовательное сообщество; • основы организации и планирования научных исследований в Казахстане в условиях глобализации общества; • историю развития вузовской науки, роли науки в современном обществе, современному состоянию науки в Республике Казахстан, • направления развития фундаментальных и прикладных педагогических исследований в РК; • основам методологии и методики научного исследования, логике и структуре педагогического исследования; • методологический аппарат педагогического исследования при проведении НИР и планированию педагогического исследования

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использоватьиностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра. В результате изучения дисциплины сформировать у магистрантов способности:  Участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний;  Понимать принципы организации и функционирования языков;  использовать иностранный язык в процессе приобретения профессинальных знаний;  использовать устные и письменные высказывания для выполнения конкретных функций;  четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями;  самостоятельно работать над профессиональными и научными проблемами;  анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию; ставить цель исследования и выбрать оптимальные пути и методы его достижения.  эффективно взаимодействовать в социуме в повседневной жизни, в профессиональной сфере;  аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения профессиональных и непрофессиональных тем. Настоящая учебная программа дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» предначначена для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации и, таким образом, он служит инструментом для успешной профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Конфликты межкультурных коммуникаций
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование представлений о теоретических положениях межкультурной коммуникации и знание причин межкультурных конфликтов. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - интерпретировать теоретические основы межкультурной коммуникации; объект, предмет, задачи, методы и материал исследования теории межкультурной коммуникации; - определять основные понятия теории межкультурной коммуникации и ее виды; направления развития межкультурной коммуникации; способы разрешения межкультурных конфликтов; роль межкультурной коммуникации в разных сферах человеческой деятельности; - классифицировать различные виды коммуникативного поведения; эффективно участвовать в конструктивной межкультурной коммуникации; - осуществлять научный поиск и решать научно-исследовательские задачи по проблематике межкультурной коммуникации; - разрабатывать методологией и технологией научно-исследовательской деятельности в сфере межкультурной коммуникации. Назначение дисциплины. Изучение дисциплины заключается в содействии развитию профессиональной компетентности путем овладения навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими эффективность социальных и профессиональных контактов. Курс строится как совместная исследовательская деятельность преподавателя и обучающихся, ищущих ответы на актуальные проблемные вопросы межкультурной коммуникации для решения ими социально-коммуникативных задач в различных областях культурной и профессиональной деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - охарактеризовать мировое образовательное пространство и Болонский процесс как современную стратегию развития образования; - анализировать и оценивать учебно-воспитательные ситуации с позиции теории целостного педагогического процесса (комплексный, системный анализ ситуаций); - проектировать целостный педагогический процесс в соответствии с законами, закономерностями и принципами образования; - объяснять динамику развития процесса обучения через связи и зависимости его компонентов: с позиции системного подхода; критериального оценивания; достижимости результатов обучения; - выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, крединой системы и др.); - проектировать лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия с использованием различных стратегий и методов обучения, на основе кредитной системы обучения. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке; современная парадигма высшего образования, мегатенденции развития образования и Болонский процесс; система высшего профессионального образования в Казахстане. методология педагогической науки; профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы; теория обучения в высшей школе (дидактика); содержание высшего образования; проектирование TLA-стратегии образования, применение традиционных и инновационных методов и форм организации обучения, новых образовательные технологии в высшей школе, организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии; технология составления учебно-методических материалов; теория научной деятельности высшей школы. НИРС; деятельность куратора- эдвайзера в системе высшего образования; менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы этно-религиозной идентификации
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование представления о системном исследовании проблемы этно-религиозной идентичности в рамках компетентностной системы согласно требованиям специальности. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - определять особенности становления и развития этно-конфессиональной, гражданской и государственной идентификации; - оценивать особенности становления и развития этно-конфессиональной, гражданской и государственной идентификации в современном Казахстане; - анализировать наиболее эффективные сферы государственной этно-конфессиональной политики, конфессиональности; - ранжировать и интерпретировать актуальные проблемы национального развития и этнополитики в Казахстане; - выявлять этнические факторы социального развития, использовать эти знания в управленческой деятельности. Назначение дисциплины. Дисциплина «Проблемы этно-религиозной идентификации» направлена способствовать получению студентами теоретических знаний и практических навыков в изучении особенностей этно-религиозной идентификации в Казахстане. В рамках дисциплины будут рассмотрены такие темы как теоретико-методологические аспекты идентификации, этничность и религиозная идентификация: понятие, теоретические принципы, основная характеристика, идея идентификации, толерантности и гражданственности, государственная и этническая идентификация, государственная и религиозная идентификация, взаимосвязь этнической и конфессиональной идентичности, православная идентичность и гражданское сознание, проблема идентификации в исламе и этничность, проблема идентификации на Западе и исламе, проблема идентификации в протестантизме, проблема идентификации в новых религиозных движениях, мировые религии и проблема идентификации в Казахстане, новые религиозные движения в Казахстане и проблема идентификации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методология и методика конфликтологических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у магистрантов компетенции в области применения теоретико-методологических основ конфликтологии, целостное представление о методике научного исследования конфликтности населения и навыки использования полученных знаний в своей исследовательской и практической деятельности. - интерпретировать теоретико-методологические основы конфликтологических исследований; - формулировать выводы исследования и наглядно представлять полученные данные; - использовать полученные знания в социологической практике, практике социального управления; - делать прогнозы и принимать решения в области регулирования конфликтами; - самостоятельно разрабатывать программу эмпирического исследования конфликтности; -способен анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, добывать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований; - разрабатывать технологии разрешения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении. Курс предполагает обучение методологическим, методическим и организационным основам проведения эмпирических конфликтологических исследований, направленных на получение знания о состоянии различных этнических и религиозных конфликтогенных явлений в обществе. Учебный курс формирует у магистрантов понимания методов современных гуманитарных и естественных наук, используемых в конфликтологии. Рассмотрение основ конфликтологическихисследований в синтезе количественных и качественных методик.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; - систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; - выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; - критически оценивать современные научные достижения; - ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; - сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и теоретические основы конфликтологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: научное знание и понимание существующих конфликтов в современном обществе, его истории и теоретических основ; По успешному завершению данной дисциплины магистрант способен:  контекстуализировать роль и вклад философских учений в разные исторические эпохи в развитие конфликтологии как науки;  продемонстрировать основные исторические этапы становления знаний о конфликте и способах разрешения конфликтов, эволюцию представлений о конфликте;  иллюстрировать основные положения социологических и психологических школ в области конфликтологии и недостатки их учений;  классифицировать знание об эволюции представлений о конфликте, природы конфликта, его структуры, видов, причинных факторов, особенностей динамики, специфики конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих их прочное разрешение; – теоретизировать к приращению знаний посредством изучения опыта работы конфликтологов в Казахстане и других странах с тенденциями развития мировой конфликтологии;  сравнивать конфликтологические понятия разных философских учений, социологических и психологических школ;  оценивать положения разных философских учений, социологических и психологических школ о природе конфликта;  анализировать различия в подходах к разрешению конфликтов, используя ряд исторических источников; строить логические аргументы, основываясь на анализе аргументов в научной литературе взаимоотношения религии и права, реагируя на их аргументы, навыками информационно-аналитической деятельности. Назначение дисциплины. Курс направлен на научное знание понимание существующих конфликтов в современном обществе, изучение научных знаний, исторического происхождения и формирования конфликтологии. Формирование базовых навыков и технологических приемов в области прикладного анализа конфликтов; знаний теоретических основ конфликтологии, истории её становления, а также основных моделей современных конфликтологических практик, технологий разрешения конфликтов. В процессе его изучения рассматриваются: Исторические условия возникновения конфликтологии.Понятие конфликта, его структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Классификация конфликтов, причины их возникновения, типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта, этапы развития. Психология конфликта. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов. Основное содержание управления конфликтом. Динамика конфликта и управление им. Регулирование конфликтов. Стратегии поведения личности в конфликте. Понятие технологии рационального поведения в конфликте.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методология религиоведения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины заключается в формировании комплексного представления о ключевых проблемах методологии современного исследования религии. В результате изучении дисциплины магистрант должен быть способен: - сформировать понимание устройства, значения и необходимости научной методологии; - дать характеристику классической, неклассической и постнеклассической научной методологии; - обозначить основные дискуссионные проблемы современной методологии исследований религии; - проблематизировать основные методы изучения религий и обсудить их слабые и сильные стороны; - обобщить полученные данные при проведении научных исследований и применять на практике. Назначение дисциплины. Дисциплина знакомит магистрантов с историей становления и трансформации методологии религиоведения, с особенностями методологического исследования религии, с основными теориями методологического исследования религиоведения. В процессе его изучения рассматриваются: системный подход как методология познания целостных объектов, понятийно-категориальный аппарат религиоведения, методологические парадигмы науки о религии: теоретические основания и практическая реализация, сравнительно-исторические методология исследования религии, методология теологического объяснения религии, методы психологии религии, влияние науки на религиозное восприятие мира.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методология анализа и управления религиозными конфликтами
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование практической работы по регулированию, разрешению и управлению конфликтами в социальном, профессиональном, поликультурном полиэтническом, поликонфессиональном общении. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - определять наиболее эффективные сферы государственной этно-конфессиональной политики, конфессиональности; - анализировать межэтнические и межконфессиональные конфликты; - выявлять этнические факторы социального развития, использовать эти знания в управленческой деятельности; - эффективно и всесторонне применять методы управления межличностного и группового конфликта; технологии разрешения конфликтов; - систематизировать концептуальные и методологические подходы процессов массовой коммуникации на основе набора критериев, выражающих логическую корректность и научную культуру профессионального мышления специалиста. Назначение дисциплины. Дисциплина способствует освоению гуманитарных технологий по управлению конфликтным взаимодействием в различных сферах профессиональной деятельности, жизнепроживания человека, межкультурного общения. В процессе изучения данной дисциплины рассматриваются: межконфессиональная толерантность как глобальная проблема современности, типы религиозных конфликтов, причины и следствия межконфессиональных конфликтов, причины и следствия: религиозный фундаментализм, терроризм, экстремизм, сепаратизм, крупные религиозные конфликты ХХ века, урегулирование религиозных конфликтов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Религиозные идентичности в современном Казахстане
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность осмысливать важность выбранной специальности, самостоятельно оперировать знаниями полученных по религиоведению, по философии социально-политических наук, компилировать эмпирические рекомендации по оперированию полученных результатов в ходе научно-теоретических исследований. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - определять особенности становления и развития этно-конфессиональной, гражданской и государственной идентификации; - оценивать особенности становления и развития этно-конфессиональной, гражданской и государственной идентификации в современном Казахстане; - проанализировать процессы формирования казахстанской религиозной идентичности в свете глобальных вызовов; - раскрыть аспекты и особенности функционирования религиозной идентичности в современных казахстанских реалиях в условиях межконфессионального взаимодействия в светском государстве, выявив поликонфессиональный тип идентичности; - рассмотреть этноинтегрирующие функции идентичности, этноаффилиативные установки и этнические стереотипы казахского населения. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу исследования особенностей религиозные идентичности в современном Казахстане. В рамках дисциплины будут рассмотрены такие темы как теоретико-методологические аспекты исследования этничности в контексте этнополитических процессов и идентификационных стратегий казахстанского населения, этничность и религиозная идентификация, исследование идентификационных проектов этничности, социологические исследования казахстанской идентичной проблематики, феномен этничности в структуре казахстанских идентификационных иерархий, когнитивный анализ этнических и национальных ценностей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Коммуникация в современных конфессиях
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний по проблематике современной динамики эволюции этно-религиозных конфликтов в разных регионах мира, их причинах, особенностях, влиянии национально-культурных факторов на степень регулируемости, управления и разрешения конфликтных ситуаций. По успешному завершению данной дисциплины магистр способен: - определить причины и историю эволюции крупнейших этнополитических, межконфессиональных конфликтов современности, специфику этноконфессиональной ситуации в странах Европы, Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, причины роста этнонационализма и конфессионального фактора; - свободно ориентироваться в современных международных тенденциях и проблемах, связанных с возникновением новых очагов конфликтов в различных регионах мира; - оценивать идеологию, движущие силы, мотивацию участников конфликтов, способы мобилизации, механизмы и формы их проявления; - определять основные закономерности этно-конфессиональных процессов, их региональные особенности; - самостоятельно оценивать и анализировать риски, связанные с эскалацией межэтнических конфликтов; - моделировать региональные этнополитические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научно обоснованные прогнозы их развития; - критически анализировать конкретные внешнеполитические инициативы и правовые акты мирового сообщества, направленные на урегулирование этнополитических и межконфессиональных конфликтов; - самостоятельно осмыслить экономическую, политическую и социальную ситуацию в стране, включая анализ особенностей положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии; Назначение дисциплины – в рамках курса детально анализируется формы и механизмы урегулирования этнополитических и межконфессиональных противоречий, инструменты вмешательства мирового сообщества и региональных организаций с применением военных, политических, дипломатических и иных средств воздействия. Полученные магистрантами при изучении данного курса, необходимы для более глубокого осмысления основных закономерностей развития и разрешения этнополитических, межконфессиональных конфликтов современности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Современные религиозные процессы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность применять разные методы анализа и интерпретации социально-философского исследования религиозных процессов, особенности эволюции религий, религиозность человека, секуляризация, религиозный модернизм и фундаментализм в исследовательском процессе. В результате изучении дисциплины магистрант должен быть способен: - вырабатывать принципы диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; - выявить особенности опыта, формируемого религиозными процессами в условиях современного, меняющегося постиндустриального общества; - определить современные религиозные процессы и их специфику в современном обществе; - выявить основные тенденции религиозных процессов, доминирующие в научном и публичном пространстве; - эксплицировать социально-философские, теоретико-методологические и идеологические основания исследования современных религиозных процессов. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу исследования во всем многообразии аспектов, уровней и течений дискуссионных вопросов религиозных процессов в современном Казахстане. Дисциплина направлена на изучение: основных направлений оптимизации межрелигиозного диалога в сохранении стабильности. Общие принципы составляющих религиозных процессов, их соотношение и взаимообусловленность в зависимости от учета конфессиональных особенностей, обусловленных различиями рассматриваемых религиозных организаций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Медиативный потенциал мировых религий
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность находить технологические решения научной проблемы, разграничивать определения понятий «религиозный конфликт» и «религиозная составляющая; Дисциплина направлена на изучение: тенденций возникновения, развития конфликтов с религиозной составляющей; эксплицирования конфликта как ресурс развития медиации; анализирования возможности медиации в рамках конфликта с религиозной составляющей; осуществление процедур медиации на практике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Религиозность и религиозные практики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность критически оценивать существующие методики анализа с философско-религиоведческих позиций содержание, смысл религиозных практик в обществе, провести их деконструкцию в условиях повседневности. В результате изучении дисциплины магистрант должен быть способен: - Выделить и описать базовые категории исследуемого религиозного феномена через анализ их семантических полей: концепции «минимального основания религии», антропологические истоки нуминозных представлений, процессы конституирования понимания Чужого и Другого.- сформировать классификацию религиозных практик, связанных с различной степенью проникновения повседневности в религиозную систему; проанализировать характер связей и отношений различных сторон, уровней и «срезов» исследуемого феномена. - обозначить критерии для дифференциации повседневного и религиозного мировоззрений, наметить границы этих двух систем и точки их интеграции в рамках религиозного действия; - выявить специфический тип институционализировавшейся религиозности в условиях постсовременности. - описать религиозное действие как базовый срез религиозных практик; выявить типизацию и характеристики религиозных действий; - рассмотреть ритуал как форму институционализированного религиозного действия и преобразующую силу в условиях повседневности. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу исследования базовые категории исследуемого религиозного феномена через анализ их семантических полей: проанализировать концепции «минимального основания религии», обосновать антропологические истоки нуминозных представлений. Дисциплина направлена на изучение: классификации религиозных практик, разнообразия ее проявлений в современную эпоху, выявление специфического типа институционализировавшейся религиозности в условиях постсовременности, критерии для дифференциации религиозности, процессы конституирования понимания Чужого и Другого, статический и динамический аспекты религиозных практик, классификация религиозных практик.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    . Определить природу и специфику прикладных и теоретических составляющих конфликтологических исследований, использовать соответствующие методы анализа, работать с разнообразными фактическими и сопоставимыми пакетами;

  • Код ON2

    Интегрировать предмет конфликтологии, природу, структуру, сущность, виды конфликта, причины конфликта, специфику развития конфликта в различных социальных институтах, вероятностные способы разрешения, критерии предупреждения и управления ими;

  • Код ON3

    Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе выполнения исследовательской работы и требующие углубленных профессиональных навыков;

  • Код ON4

    Использовать фундаментальные и современные знания в области гуманитарных наук для решения научных проблем конфликтологии и идентификации в новых и незнакомых контекстах;

  • Код ON5

    Выбирать необходимую методологию и средства исследования, модифицировать существующие и предопределять траекторию, условия, приемы решения конфликтных ситуаций; аргументировать, рафинировать, выстаивать собственную точку зрения по урегулированию конфликтов;

  • Код ON6

    Анализировать религиоведческую, философскую, социально- политическую литературу на основании критической оценки тенденций социального, экономического и духовного развития социума;

  • Код ON7

    Создавать суждения, основанные на оценке сильных и слабых моментов исследований конфликтов, основываясь на различные направления, уровни, типы конфликтологических теорий;

  • Код ON8

    Осуществлять и способствовать претворению социальных программ, адресованные созданию условий диалога, толерантности, консенсуса как в религиозных вопросах, так и в жизни общества;

  • Код ON9

    Анализировать полученные научные результаты в рамках современных признанных концепций и теорий в области гуманитарного знания для обоснования их достоверности и ценности;

  • Код ON10

    Разрабатывать соответствующие программы, ведущие к уменьшению конфликтных ситуаций в обществе, повышающие стабильность и мирное существование социума во всех сферах;

  • Код ON11

    Делать выводы о конфликтности в этноконфессиональных организациях, проводить экспертные процедуры о конфликтогенном потенциале подобных организаций, разрабатывать стратегические решения в урегулировании конфликтов в управлении;

  • Код ON12

    Участвовать в разработке научных проектов в области религиоведения и конфликтологии, требующих образования в соответствующем направлении.

Top