Действующая образовательная программа

6B07106 Теплоэнергетика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов в области энергетики и электротехники в соответствии с потребностями рынка труда, обладающих навыками работы с приборами и устройствами, технического облуживания установок энергетической отрасли для стабильного энергообеспечения промышленных предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства, поддержки исправного состояния и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок; умеющего разработать рекомендации для эффективного преобразования энергии топлива и вторичных энергетических ресурсов в энергию пара, горячей воды, сжатого газа, в электрическую и механическую энергию
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B162 Теплоэнергетика
  • Направление подготовки 6B071 Инженерия и инженерное дело
  • Физика (Механика)
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование у студентов научного мышления, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умений оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных методов исследования. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. обосновать современные физические явления и законы в практической деятельности и интерпретировать результаты физического эксперимента; 2. воспроизводить и строить модель физического явления с указанием границы применения; 3. анализировать и решать конкретные задачи по физике; 4. проводить физические эксперименты и грамотно оценивать полученные результаты; 5. использовать основные законы классической и современной физики и физические явления в сфере профессиональной деятельности. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Важнейшие этапы развития физики. Механика. Кинематика. Механическое движение как простейшая форма движения материи. Динамика материальной точки и твердого тела. Масса. Сила. Законы Ньютона. Виды сил в механике. Законы сохранения. Закон сохранения момента импульса. Элементы механики сплошных сред. Колебания волны. Колебания груза на пружине.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Математика 1
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у студентов знаний и освоение основных понятий, законов, формул, теорем и методов математических исследований, изучаемых в технических высших учебных заведениях. Математика содержит теоретико–множественный взгляд на математические объекты – функцию, функционал, операторы, геометрические образы, векторы, матрицы. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. обосновать производные и интегралы различного вида функций; 2. выбирать современные математические методы для решения прикладных задач; 3. применять достижения фундаментальной науки для успешного изучения общетеоретических и специальных технических дисциплин, развития математического мышления и логики; 4. анализировать и быть компетентным при выборе методов математического моделирования для решения конкретных технических задач; 5. оценивать предел функций двух переменных. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Линейная алгебра. Векторная алгебра. Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве. Введение в анализ. Интегральное исчисление функций одной переменной. Функции многих переменных. Теория рядов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Направить внимание студентов на проблемы формирования антикоррупционной культуры. Обьяснить студентам основные положения антикоррупционного законодательства. Ознакомить их с содержанием национального плана противодействия коррупции. Обучить их навыкам преодоления коррупции. В результате изучения дисциплины сформировать у студентов способности: - Обосновать и объяснить антикоррупционную политику Республики Казахстан. - Определить формы и методы проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности. - Оперировать юридическими понятиями и категориями, связанными с правовым регулированием антикоррупционной деятельности. - Оценить коррупциогенные ситуации для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами. - Осуществлять приемы противодействия коррупционному поведению. - Сформировать правовое антикоррупционное мышление и сознание. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты: аспекты, направленные на изучение нормативно-правовой базы по противодействию коррупции как основного регулятора антикоррупционной политики, раскрывает понятие и сущность коррупции, определяет правовые основы противодействия коррупции, стандарты антикоррупционного поведения. Дисциплина прикладного характера, имеет межпредметные связи с уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским, административным правом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Инклюзивное образование
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование способности применения современных стратегий и методов инклюзивного образования. Курс направлен на знакомство с концепциями, теориями инклюзивного образования, формированием умений и навыков проектирования и осуществления педагогического процесса учащихся с особыми потребностями. Специалист будет способен создавать оптимальные условия образовательной интеграции в условиях массовой школы; организовывать педподдержку субъектов образовательной интеграции. В результате изучения дисциплины сформировать у студентов способности: - охарактеризовать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития детей/человека; - осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа; - применять стратегии и методы инклюзивного образования, организовывать педподдержку субъектов образовательной интеграции; - создавать оптимальные условия образовательной интеграции в условиях массовой школы; - контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими особые образовательные потребности и их родителями; - эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Истоки инклюзии в образовании; переход от интеграции к инклюзии, основные принципы инклюзивного образования (ИО), законодательство и программы инклюзивного образования в РК и мире; социальная модель инвалидности, барьеры в образовании; ключевые концепции и правила инклюзивной школы, адаптация образовательного процесса в инклюзивной школе; нклюзивное образование в вузе; особенности работы в инклюзивном классе; работа с семьей в условиях инклюзивного образования; организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, проблемы создания адаптивной образовательной среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у студентов представления об инновации в предпринимательской деятельности, об основных видах ииновации, проблемах и методах разработки ииновационных проектов в контексте будущей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины сформировать у студентов способности: - описать основные виды инноваций и проектов, оптимальные способы и методы оценки проектов; - перечислить свойства инновационного предпринимательства; - объяснить факторы, воздействующие на предпринимательскую деятельность; различать основные виды деятельности в инновационной бизнес среде; - анализировать степень эффективности инновационных проектов; принимать решения в выборе оптимального и эффективного проекта; прогнозировать развитие инновационного проекта; - оценивать уровень влияния экономических и социальных факторов на ТЭ показатели инновационного проекта; - сравнивать и делать выводы по инновационным проектам по отраслям экономики. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Основные виды предпринимательской деятельности и инноваций, различие между бизнесом и предпринимательской деятельностью, основные теорий предпринимательства, правила разработки бизнес идеи; правила разработки бизнес-плана, основные фазы инновационной деятельности; основные субъекты инновационной и предпринимательской деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Молекулярная физика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование у студентов знаний этого раздела курса как физической теории, основанной на обобщении наблюдений, эксперимента и практического опыта, объяснение статистического характера законов молекулярной физики; применение молекулярной формы движения в экологии и методов молекулярной физики для изучения экосистем. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. решать типовые задачи по молекулярной физике и термодинамике; 2. выбирать законы молекулярной физики для количественного решения качественных задач; 3. применять статистический характер движения системы большого количества частиц в сфере профессиональной деятельности; 4. использовать законы молекулярной физики в исследованиях и изучении структуры и свойств объектов природы на различных уровнях её организации; 5. оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или теоретических методов исследования. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Молекулярная физика и термодинамика. Основы молекулярно-кинетической теории. Молекулярно-кинетический смысл температуры. Средняя кинетическая энергия молекул идеального газа. Термодинамические параметры. Уравнение состояния идеального газа. Статистические распределения. Давление в жидкости и газе. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли. Некоторые применения уравнения Бернулли. Режимы течения жидкости. Первое начало термодинамики. Изопроцессы. Цикл Карно и его КПД. Реальные газы. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Математика 2
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студента прочных знаний основ теории дифференциальных и интегральных уравнений, использование навыков дифференцирования и интегрирования для решения прикладных задач в профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. объяснять и решать дифференциальные уравнения первого и высших порядков; 2. уметь решать типовые задачи с использованием дифференциальных уравнений; 3. использовать навыки дифференцирования и интегрирования при решении профессиональных задач; 4. анализировать и определять численные характеристики дискретных, а также непрерывных случайных величин; 5. оценивать теорию вероятности математической статистики в задачах теплоэнергетики. Назначение дисциплины. Дисциплина «Дифференциальные и интегральные уравнения» направлена на формирование у будущих специалистов способности составления дифференциальных уравнений различных задач физики и для этих уравнений умение ставить начально – краевые задачи, а также решения задач, входящие в данную программу. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные дифференциальные уравнения. Нормальные системы дифференциальных уравнений. Линейные уравнения в частных производных. Элементы функционального анализа. Элементы теории вероятности и математической статистики.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. В результате изучения дисциплины сформировать у студентов способности: - объяснить современное значение научного и философского наследия аль-Фараби; - показать характер влияния идей аль-Фараби на процессы модернизации общественного сознания современного казахстанского общества; - обосновать роль этического учения аль-Фараби в формировании духовно-нравственных основ казахстанского общества; - провести социально-философский анализ феноменов национальной культуры; - продемонстрировать навыки осмысления реалий современной социокультурной ситуации с позиции компаративистской методологии. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты Курс посвящен изложению основных философских и научных взглядов Абу Насра аль-Фараби. В процессе изучения курса рассматриваются  особенности философии аль-Фараби и ее значение для современности, затрагивается вопрос о сущности научно-инновационного проекта «Аl Farabi university smart city» и его роли в формировании смарт-общества в Казахстане. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: жизнь и творчество аль-Фараби, отношение аль-Фараби к религии, учение о познании аль-Фараби, логика аль-Фараби, учение о бытии аль-Фараби, философия языка аль-Фараби, натурфилософия аль-Фараби и современная наука, философия  искусства аль-Фараби, социально-этические взгляды аль-Фараби, добродетельный город как модель Al-Farabi university Smart-city.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: Сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов природного, техногенного и социального характера, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию. В результате изучения дисциплины сформировать у студентов способности: - обосновать опасные и вредные факторы среды обитания человека; - анализировать условия сохранения экологического равновесия и обеспечения экологической безопасности окружающей среды;  - оценивать пути снижения антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя Земли,  сохранения биоразнообразия и предотвращения опустынивания и деградации земель; - организовывать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера; - использовать законодательные и правовые основы в области обеспечения безопасности и охраны окружающей среды в практической деятельности; - прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия, принимать решение о выборе основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты: аспекты, направленные на изучение основных закономерностей функционирования и развития природы и общества, основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания», причин изменений компонентов окружающей среды под влиянием деятельности человека, важнейших современных экологических проблем, различных социально-экономических, чрезвычайных ситуаций, средств и методов повышения безопасности в чрезвычайно- опасных ситуациях, нормативно-технических и организационных основ управления безопасностью жизнедеятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Виды топлива и методы его сжигания
    Кредитов: 5

    Цель изучения дисциплины - овладение студентом представления об энергетическом топливе и основных методов его сжигания, а так же проблем использования его теплоты в промышленных масштабах, знакомство с современными методами сжигания газообразного, жидкого и твердого топлива с наибольшей эффективностью, выбор и расчет горелочных устройств в зависимости от вида и характеристик сжигаемого топлива В результате изучения дисциплины студент будет способен: - различать особенности всех видов органического топлива, а также методы его сжигания в топочных камерах; - понимать особенности сжигания низкореакционных и высокозольных топлив, влияния состава топлива (зольности, содержания летучих и т.д.) на выбор способа сжигания, вида горелочных устройств и эффективность его сжигания; - анализировать техническую документацию по видам топлива и различным технологиям его сжигания, а также принимать оптимальные решения применительно к поставленной задаче; - классифицировать органическое топливо по виду, типу, характеристике и методу сжиганию в камерах сгорания При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: свойства топлив и их поведение в энергетических установках; конструкции и характеристики оборудования, необходимого для подготовки топлива, его сжигания и режимов эксплуатации; методы и средства оптимальной организации процессов подготовки топлива к сжиганию, нацеленных на реализацию высокоэффективной работы котельных агрегатов и промышленных печей.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Химия
    Кредитов: 5

    Формирование представлений об основных законах химии, закономерностях протекания химических реакций, основах термодинамики, химической кинетики, теории растворов, окислительно-восстановительных реакциях В результате изучения дисциплины студент будет способен: - описывать стехиометрические законы, закон эквивалентов, газовые законы, квантовомеханическую теорию строения атома, периодическую систему химических элементов, механизмы образования ковалентной связи; - Понимать основные законы химии, термодинамики, химической кинетики, теории растворов; - Проводить расчет протекания химических реакций. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: основные понятия и законы химии; строение атома и систематика химических элементов; химическая связь; общие закономерности химических процессов; химическая термодинамика; электрохимические процессы; комплексные соединения; коррозия и защита металлов; химия неметаллических металлов; химия воды; строение атома; свойства элементов и их соединений; химические реакции горения.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Техническая термодинамика
    Кредитов: 5

    Формирование знаний и практических навыков по получению, преобразованию, передаче и использовании тепловой энергии, а также навыков по выбору и эксплуатации теплотехнического оборудования с максимальной экономией теплоэнергетических ресурсов и материалов, интенсификации технологических процессов. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - использовать методы анализа энергетической эффективности процессов и машин, использующих тепловую энергию; - применять методы контроля параметров теплотехнических процессов; методы измерения теплофизических характеристик рабочих тел и материалов; - представлять область применения и потенциальные возможности основного теплотехнического оборудования; - определять и использовать вторичные энергоресурсы; - выполнять тепловые расчеты для отдельных процессов; - выполнять тепловые расчеты для основного теплотехнического оборудования, применяемого в различных отраслях промышленности и особенно в энергетике; - подбирать стандартные приборы и методы для измерения и контроля теплотехнических параметров процессов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: математические модели тепловых процессов; анализ теплофизических свойств используемых материалов; расчет параметров рабочих процессов и циклов; тепловые расчеты отдельных устройств, агрегатов машин и аппаратов; формирование технических требований для разработки различных технологических систем; анализ термодинамических циклов машин

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Электричество и магнетизм
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: Формирование фундаментальных знаний об электромагнетизме как теории электромагнитных явлений для решения практических задач и осуществления эксперимента.В результате изучения дисциплины студенты должны быть способны: -1. интерпретировать основные положения, законы и методы электромагнетизма; 2. объяснять базовую информацию в области электромагнетизма; 3. пользоваться основными физическими приборами для измерения электрических величин; 4. ставить и решать экспериментальные задачи электромагнетизма; 5. строить математические модели электромагнитных явлений и использовать для анализа этих моделей доступный ему математический аппарат, включая методы вычислительной математики; Содержание: взаимодействия заряженных тел, электростатическое поле, основы законы постоянного и переменного тока, электрически ток в различных средах, магнитное свойства материалов, фундаментальные законы электромагнетизма, движение заряженных частиц в электромагнитном поле.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Оптика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у студентов фундаментальную базу знаний по разделу оптика. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать углубленно и детализированно термины и законы в разделе оптика; 2) применять полученные знания по оптике для формирования единой, стройной, логически непротиворечивой физической картины окружающего нас мира; 3) использовать приобретенные навыки и дисциплинарные компетенции при решении возникающих профессиональных задач; 4) анализировать основные оптические явления и процессы, происходящие в природе и используемые в технике; 5) критически оценивать новые приобретенные знания и их применение в повседневной жизни, а также в трудовой сфере. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: явления преломления и рефракции в природе; основные понятия и определения геометрической оптики; интерференция монохроматического света; двулучевые интерферометры; интерферометр Релея; применение многолучевой интерференции; явление дифракции; понятия поляризации в оптике; оптика анизотропных сред.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы теории теплопроводности
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать знания в области теоретических основ процессов тепломассообмена и использование их в процессе дальнейшего изучения специальных дисциплин. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать основные термины теории теплопроводности, теоретические основы лучистого теплообмена, потери тепла; 2) применять полученные знания при изучении процессов сложного теплообмена в теплоэнергетике; 3) использовать профессиональные компетенции при решении многовариантных ситуационных задач; 4) анализировать и оценивать свойства теплоизоляционных материалов и изделий, используемые в теплоэнергетической отрасли; 5) критически оценивать передачу теплового потока от теплоизоляционного материала в окружающую среду за счет конвекции. Назначение дисциплины. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов способности к пониманию ключевых понятий теории теплопроводности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: основные положения теории теплопроводности; теплопроводность при стационарном режиме; теплопроводность при нестационарном режиме; основные положения конвективного теплообмена; основы метода подобия и моделирования; основы теории теплообмена и теплопередачи.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Конвективный теплообмен
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать обширные знания о фундаментальных законах, закономерностях и методах анализа и расчета процессов конвективного теплообмена. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать закономерности конвективного теплообмена в технологических процессах в теплоэнергетике; 2) применять полученные знания при профессиональной деятельности в теплоэнергетической отрасли; 3) использовать практические навыки определения характеристик теплообменных процессов теплоэнергетических устройств и аппаратов; 4) анализировать процессы конвективного тепломассообмена в камерах сгорания энергетических котлов 5) критически оценивать вопросы конвективного теплообмена в практике. Назначение дисциплины. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов способности к н пониманию ключевых понятий теории конвективного теплообмена. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: физические основы передачи тепла теплопроводностью; теплофизические свойства вещества; коэффициенты теплопроводности и температуропроводности; краевые условия; методы решения параболического уравнения теплопроводности; теория теплообмена: теплопроводность, конвекция, излучение, теплопередача, интенсификация теплообмена; основы массообмена; тепломассообменные устройства.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Численные методы и вычислительный эксперимент
    Кредитов: 5

    Изучение математических методов, схем и средств математического моделирования в технической физике, основанных на методе конечных разностей, с учётом математического и физического подходов. Изучить теорию математического моделирования применительно к задачам технической физики. Освоить постановку задач технической физики. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - использовать основные численные методы решения математических задач; - разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата; - анализировать методы хранения чисел в памяти ЭВМ и действия над ними, оценку точности вычислений, т.е. действия с приближенными числами. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Теория математического моделирования. Концепция и основы метода конечных разностей. Обзор основных методов численного моделирования. Классификация физико-математических моделей. Методы математического моделирования. Численные методы решения задач в технической физике. Компьютерная реализация математических моделей. Идентификация и обоснование моделей в технической физике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Вычислительные методы в теплоэнергетике
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у студентов профессиональные знания по современным численным методам исследований прикладных задач теплоэнергетики. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать основные методы численного расчета физических процессов; 2) применять современные численные методы, дать основу для численного решения прикладных задач; 3) использовать численные методы в решении практических задач теплоэнергетики; 4) анализировать область применения и ограничения в использовании методов численного моделирования; 5) критически оценивать роль и значение численных методов при их описании в таких разделах науки, как энергетика и экология. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: введение в математическое моделирование; методы решения скалярных уравнений, систем линейных уравнений и методы решения систем нелинейных уравнений; аппроксимация; полиномиальная интерполяция; численное интегрирование; методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений (ОДУ) с начальными условиями; методы решения краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений; уравнения в частных производных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Теоретические основы теплотехники
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у обучающихся необходимые профессиональные знания по основам теплотехники. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать профессиональные термины по теплотехнике, законы термодинамики; 2) применять полученные знания по системе производства и распределения теплоэнергии на практике; 3) использовать приобретенные профессиональные навыки и компетенции в профессиональной деятельности; 4) анализировать выбор рациональных видов энергетических станций для централизованной генерации и трансформации энергоносителей; 5) критически оценивать компановку технологической схемы ТЭС. Назначение дисциплины. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов способности к пониманию ключевых терминов по теплотехнике. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: законы термодинамики и вопросы теплопередачи; теоретические основы технологического процесса производства электрической и тепловой энергии; основные конструктивные элементы котельных установок и турбин; компановка технологической схемы ТЭС; вопросы топливосжигания и водоподготовки.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Нагнетатели и тепловые двигатели
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать научные знания о конструкциях и характеристиках, физических принципах работы, методиках расчетов, промышленном применении нагнетателй и тепловых двигателей. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать назначение и принципы работы нагнетателей и тепловых двигателей; 2) применять полученные знания для более детального понимания физических аспектов нагнетателей и тепловых двигателей; 3) использовать приобретенные навыки при работе с тепловыми двигателями и нагнетателями на практике; 4) анализировать особенности применения нагнетателей и двигателей; 5) критически оценивать возможности различных тепловых двигателей. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: общие сведения о нагнетателях; центробежные и осевые насосы и вентиляторы; поршневые и роторные насосы; вихревые, струйные и пневматические насосы; компрессоры; общие сведения о тепловых двигателях; паровые турбины и паротурбинные установки; газовые турбины, газотурбинные и парогазовые установки; двигатели внутреннего сгорания.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Газотурбинные и парогазовые установки
    Кредитов: 5

    Формирование знаний об основных конструктивных характеристиках газотурбинных и парогазовых установок (ГТУ и ПГУ), о технико-экономической и энергосберегающой эффективности газотурбинных и парогазовых установок. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - анализировать научно-техническую информацию по проектированию и эксплуатации газотурбинных и парогазовых установок ТЭС; - применять современные методы проектирования и эксплуатации газотурбинных и парогазовых установок, что позволит реализовать эффективные и экономичные технологии, обеспечивать высокие показатели надежности и безопасности; -определять технико-экономическую и энергосберегающую эффективность применяемых и вновь создаваемых газотурбинных и парогазовых установок; -обосновывать конкретные технические решения при проектировании и эксплуатации оборудования ГТУ и ПГУ. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: схемы и циклы ГТУ и их анализ; энергетические ГТУ с разомкнутым циклом; способы повышения коэффициента полезного действия циклов ГТУ и ПГУ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Тепломеханическое и вспомогательное оборудование электростанций
    Кредитов: 5

    Формирование у студентов знаний общих принципов, структуры и функционирования теплоэнергетических систем промышленных предприятий, систем тепло - и электроснабжения промышленных предприятий, постановки и решения задач энергоиспользования в теплотехнологическом производстве. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - использовать методы анализа и моделирования оборудования теплоэнергетических объектов; - обосновать принятие конкретного технического решения при создании схем управления устройств теплоэнергетического оборудования; - рассчитывать тепловые схемы теплоэнергетических объектов; - рассчитывать режимы работы теплоэнергетических установок различного назначения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: теплообменное оборудование атомных и тепловых электростанций с использованием современных технологий высокоэффективного преобразования тепловой энергии в другие виды; эксплуатация современного высокоэффективного теплоэнергетического оборудования с соблюдением требований защиты окружающей среды и безопасности производства; основные уравнения теплообмена и гидродинамики в профессиональной деятельности при расчете энергетического оборудования; конструкции тепломеханического и вспомогательного оборудования электростанций; методы конструкторских расчётов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Динамика вязкой жидкости
    Кредитов: 5

    Изучение основ механики сплошной среды, методов расчета течений в пограничном слое, образующихся при продольном обтекании пластины и в струях разной геометрии, методов расчета автомодельных течений, расчетов течений в пограничном слое; формирование представления о роли и значении механики вязкой жидкости в развитии самолетостроения, ракетной техники и космонавтики, при описании процессов тепломассопереноса в энергетике и экологии. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - знать дифференциальные уравнения неразрывности, Эйлера, Навье-Стокса, конвективного тепло- и массопереноса и их граничные условия; - владеть методами решения дифференциальных уравнений механики жидкости и газа; - анализировать основные результаты решения этих уравнений и закономерности течений жидкости и газа; - описывать гидродинамические процессы и процессы переноса энергии и массы с помощью дифференциальных уравнений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: описание процессов тепломассопереноса в вязких жидкостях; свойства вязкой жидкости; методы решения уравнения идеальной жидкости и газа; уравнения Навье-Стокса; характеристики течения вязкой несжимаемой жидкости; основы теории подобия.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Атомная физика
    Кредитов: 5

    Формирование знаний о происхождении спектров поглощения, излучения и рассеяния света, основных законов спектроскопии, связей между различными видами взаимодействия света с веществом и соответствующими вариантами спектроскопических методов молекулярного или атомного (элементного) анализа. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - проводить фундаментальные и прикладные исследования с помощью атомного спектрального анализа; - использовать современные методы для исследования элементного состава продукции; - выбирать оборудование для измерения спектральных, кинетических и пространственных характеристик излучения; - проводить расшифровку спектров для расчета концентраций веществ в образцах для спектрального анализа; - использовать оптические приборы для решения задач аналитической спектроскопии. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Строение атома. Атомная спектроскопия. Количественный анализ в атомной спектроскопии. Конструкция спектрометров. Плазменная атомно-эмиссионная спектроскопия. Элементы типичного атомно-эмиссионного и атомно-абсорбционного спектрометра. Источник излучения. Выбор аналитической линии. Выбор ширины щели. Анализ следовых количеств веществ. Оптическая эмиссионная спектроскопия с индукционно-связанной плазмой (ИСП-ОЭС). Источники ошибок в ОЭС-ИСП. Спектры излучения, концентрация веществ.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Котельные установки и паргенераторы
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать у студентов научные знания о типах и конструкциях энергетических котлов ТЭС и парогенераторов АЭС, об организации сжигания органических топлив в топках котлов, о теплофизических и гидрогазодинамических процессах, протекающих в газовоздушном и паро- и водяном трактах котельной установки В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать терминологию по котельным установкам, знать теплофизические и гидрогазодинамические процессы; 2) применять полученные знания при профессиональной деятельности; 3) использовать приобретенные навыки по конструированию котлов при выполнении тепловых, гидравлических, аэродинамических и прочностных расчетов; 4) анализировать условия работы поверхностей нагрева при условии обеспечения заданных характеристик; 5) критически оценивать производительность параметров рабочих сред, надежность и экономичность работы котла и вспомогательного оборудования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: технологическая схема парового котла; роль парового котла и парогенератора в схемах тепловых и атомных электрических станций; технологические схемы золоудаления; тепловой баланс котельного агрегата; тепловые характеристики и принципиальные схемы парогенераторов АЭС; тепловой аэродинамический, гидравлический и прочностный расчеты котельного агрегата; перспективы развития парогенераторов и котельного агрегата.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Физика турбулентности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать научные знания о современных представлениях турбулентности, методах ее исследования, математических моделях. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать уравнения динамики жидкости и их основные следствия; 2) применять полученные знания для понимания гидродинамической неустойчивости; 3) использовать дисциплинарные навыки при практических преложениях к расчетам турбулентных течений; 4) анализировать методы построения математического описания турбулентности, проблемы движения частиц в турбулентном потоке; 5) критически оценивать современные модели и численные методы моделирования турбулентных течений. Назначение дисциплины. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов способности к пониманию гидродинамической неустойчивости. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: уравнения динамики жидкости и их основные следствия; вопросы гидродинамической неустойчивости и возникновения турбулентности; математические методы описания турбулентности и определение средних значений и корреляционных функций; уравнения Рейнольдса и полуэмпирические теории турбулентности; проблемы движения частиц в турбулентном потоке; современные модели и численные методы моделирования турбулентных течений.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Теплоэнергетические системы и энергоиспользование
    Кредитов: 5

    Формирование у студентов знаний общих принципов, структуры и функционирования теплоэнергетических систем промышленных предприятий, систем тепло - и электроснабжения промышленных предприятий, постановки и решения задач энергоиспользования в теплотехнологическом производстве. В результате изучения дисциплины студент будет способен: определять технологическую схему производства электрической и тепловой энергии; - найти способы отпуска тепла потребителям в паре и горячей воде с ТЭС; - описать общие принципы энергоиспользования в теплотехнологическом производстве; - обосновать требования к качеству электрической энергии и возможные пути их удовлетворения; -определять энергетические показатели ТЭС различных тепловых циклов; -рассчитывать потребность в энергии и тепле различных теплотехнологических процессов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: состав и характеристик теплоэнергетической системы промышленного предприятия, призванной обеспечить теплом и энергией теплотехнологическое производство; система производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий; общие принципы, структура и функционирование тепловых электрических станций различного вида.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Тепловые электростанции и теплоэнергетические сети
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у студентов научные профессиональные знания и соответствующие компетенции профессиональной подготовки специалистов в области энергетики. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать основы эксплуатации тепловых электрических станций и тепловых сетей; 2) применять полученные знания для понимания общей картины энергетической отрасли в мире и в РК; 3) использовать приобретенные дисциплинарные навыки для решения практических задач теплоэнергетики; 4) анализировать надежность работы оборудования различных теплоэнергетических комплексов и систем; 5) критически оценивать способы оценки надежности работы ТЭС и тепловых сетей и средств обеспечения безопасности. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов способности к пониманию основ эксплуатации тепловых электрических станций и тепловых сетей. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: вероятностные методы, используемые в теории надежности энергооборудования; расчёт количественных показателей надёжности; методы оценки эксплуатационной надёжности теплоэнергетического оборудования; диагностика отказов и аварийных состояний; обеспечение надёжности оборудования при проектировании и эксплуатации; обеспечение надёжности действующих ТЭС; безопасность и живучесть объектов энергетики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Физика горения и взрыва
    Кредитов: 5

    Изучение теоретических основ процессов горения и взрыва с анализом видов воздействий их на окружающую среду, с качественными и количественными характеристиками этих воздействий; оценка взрывобезопасности на различных объектах теплоэнергетики. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - понимать закономерности протекания процессов горения и взрыва, сопровождающих техногенную деятельность человека; - использовать основы теории горения, основные теоретические и экспериментальные методы при исследовании процессов горения различных топлив; - объяснять механизмы химического взаимодействия при горении, физико-химических и физических процессах и явлений, сопровождающих процессы горения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: теория горения и взрыва, механизмы химического взаимодействия при горении, горение углеводородных топлив; критические условия воспламенения; профиль и скорость волны горения, тепловые потоки; методы «критические условия»; горение и детонация; физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие процессы горения.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Природоохранные технологии на ТЭС
    Кредитов: 5

    Подготовить специалиста, знающего концепции экологической безопасности и устойчивого развития, реализующего в своей деятельности природоохранную энерго– и ресурсосберегающую техническую политику при проектировании, монтаже и эксплуатации теплоэнергетического и теплотехнологического оборудования ТЭС и промышленных предприятий. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - анализировать глобальные экологические проблемы, современные иеи природопользования и устойчивого развития экосистем, методы и технологические подходы по охране вод, атмосферного воздуха, почвы от вредных выбросов промышленных предприятий; - уметь находить оптимальные решения проблем и конкретных экологических задач в области природопользования и охраны окружающей среды, применять полученные теоретические знания в практической деятельности; - демонстрировать методы экологического мониторинга для оценки,прогноза и моделирования антропогенных нагрузок на водные и наземные экосистемы. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Проблема взаимодействия энергетики и окружающей среды. Законодательная база экологической политики Республики Казахстан. Основы экологического нормирования. Рациональное использование топлива. Рациональное использование воды. Экологический риск и экономические аспекты природоохранной деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Ядерная физика
    Кредитов: 6

    Овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями современной ядерной физики; формирование у студентов научного мировоззрения и физического мышления; освоение арсенала средств, служащих для регистрации исследуемого излучения; овладение современными навыками организации и проведения автоматизированного физического эксперимента. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - применять современные методы обработки данных эксперимента, оценивать погрешности расчетов и экспериментов; - квалифицированно выбирать и использовать регистрирующую аппаратуру для проведения ядерно–физического эксперимента и экологического мониторинга; - самостоятельно разбираться в вопросах современных детектирующих устройствах ядерного излучения; - уметь использовать в профессиональной деятельности средства радиационного мониторинга; - владеть опытом использования инженерных методов расчета защиты от источников ионизирующего излучения, проведения радиометрических и спектрометрических измерений. Дисциплина является одним из важнейших этапов подготовки специалистов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Основные уравнения, описывающие движение заряженных частиц в магнитном и электрическом полях. Принципы фокусировки заряженных частиц в поперечном и продольном магнитных полях, а также в электрическом поле. Конструкции спектрометров. Основные понятия спектроскопии заряженных частиц. Спектрометры заряженных частиц, устанавливаемые на ускорителях и реакторах, альфаспектрометры, транспортные системы. Газонаполненные детекторы. Ионизационные и пропорциональные камеры. Счетчик Гейгера. Системы газовых детекторов. Обеспечение позиционной чувствительности. Конструктивные особенности тонких газовых детекторов. Дрейфовые камеры. Полупроводниковые детекторы.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Физико-технические основы энергосбережения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у студентов представления об основных приемах осуществления энергетического анализа технологических процессов и устройств; об организации контроля и учета использования энергоресурсов В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать физико-технические основы энергосбережения; 2) применять новые полученные знания при углубленном изучении физических основ энергосбережения в теплоэнергетике; 3) использовать приобретенные навыки и дисциплинарные компетенции при разработке энергосберегающих мероприятий в теплоэнергетике; 4) анализировать и критически оценивать современные приемы и средства управления энергоэффективностью и энергосбережением; 5) критически оценивать меры энергосбережения. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: топливно-энергетические ресурсы; виды, способы получения, преобразования и использования энергии; современные приемы и средства управления энергоэффективностью и энергосбережением; учет и регулирование потребления энергоресурсов; основы энергетического аудита и менеджмента; физико-технические основы энергосбережения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Утилизация и переработка отходов предприятий теплоэнергетической отрасли
    Кредитов: 5

    В результате изучения дисциплины студент будет способен: - владеть основными методами и системами обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей; - использовать основные нормативно-правовые акты в области обеспечения экологической безопасности предприятий теплоэнергетической отрасли; -использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; -определять опасные, чрезвычайно опасные зоны и зоны приемлемого риска. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: изучение основных нормативно-правовых актов в области обеспечения экологической безопасности предприятий теплоэнергетической отрасли; организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; инновационных технологий в области переработки и утилизации отходов; оценки риска и определения мер по обеспечению безопасности разрабатываемых технологий и техники.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Управление качеством в теплоэнергетике
    Кредитов: 5

    Формирование знаний о системе управления качеством продукта теплоэнергетических предприятий, принципах управления качеством в теплоэнергетике, ознакомление с нормативной базой и организацией системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9000, концепции "Всеобщего руководства качеством". В результате изучения дисциплины студент будет способен: - классифицировать типы нормативно-правовых и нормативно-методических документов, применяемых в теплоэнергетике; - использовать нормативно-правовые и нормативно-методические документы для создания системы менеджмента качества в теплоэнергетической отрасли; - применять стандарты, нормы, нормативы и другую техническую документацию при создании систем менеджмента качества на предприятиях в теплоэнергетике; - интерпретировать положения, предписываемые международными стандартами с учетом особенностей развития отечественной энергетической отрасли. - составлять топливно-энергетические балансы предприятия по видам ТЭ. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: основные положения теории и практики управления качества, современные требования к системам менеджмента качества и ее практическом применении; формирование умений и навыков в области анализа проблем обеспечения качества в теплоэнергетике, метрологическое обеспечение теплофизических величин, нормативно-правовые и нормативно-методические документы для создания системы менеджмента качества в теплоэнергетической отрасли.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Автоматизация на теплоэлектростанциях
    Кредитов: 5

    Изучение способов регулирования основного и вспомогательного оборудования ТЭС в автоматическом режиме с применением современных IT-технологий; принципов работы систем автоматизированного управления технологических процессов теплоэнергетических объектов; анализ и определение оптимальных схем регулирования технологических процессов на предприятии теплоэнергетической отрасли. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - понимать способы регулирования основного и вспомогательного оборудования ТЭС в автоматическом режиме с применением современных IT-технологий; - находить оптимальные схемы регулирования технологических процессов на предприятии; - проводить критический анализ, обобщение, оценку и синтез новых идей в контексте современных представлений об автоматизированном регулировании и управлении на ТЭС; - использовать на практике информационные системы и подсистемы автоматизированного управления процессами на ТЭС. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Законы регулирования в автоматических системах. Реализация автоматизированного управления на ТЭС. Структура и функции АСУ ТП. Информационные подсистемы автоматизированного управления. Подсистемы дистанционного ввода информации и управления. Регулирующие органы теплоэнергетических установок.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • 3Д моделирование процессов сжигания топлива
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания в области математического моделирования физических процессов, структуры и конструкции парогенерирующего оборудования ТЭС. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать основы 3D-моделирования теплообменных процессов в камерах сгорания котлов ТЭС; 2) применять полученные знания для более детального изучения процессов теплообмена в ограниченном объеме энергоустановки; 3) использовать приобретенные навыки в профессиональной деятельности при тепловом расчете котельного агрегата; 4) анализировать эффективность эксплуатации тепловых котлов при различных режимах работы, при разных условиях; 5) критически оценивать методы оптимизации технологических процессов и проектных решений. Назначение дисциплины. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых понятий 3D-моделирования теплообменных процессов в камерах сгорания котлов ТЭС. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: моделирование объектов проектирования; оптимизация технологических процессов и проектных решений; основные разделы математического программирования; задачи и методы линейного программирования; методы «штрафных» и «барьерных» функций; метод динамического программирования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Технологии оптимизации процессов горения топлива
    Кредитов: 5

    Формирование будущего специалиста, способного продемонстрировать знания теоретических и экспериментальных методов исследования плазменных процессов воспламенения, термохимической подготовки, сжигания и газификации углей; проводить визуализацию в программном комплексе Paraview; анализировать эффективность схем преобразования энергии, оценивать перспективность новых способов производства энергии, внедрять в практику инновационные разработки В результате изучения дисциплины студент будет способен: - анализировать взаимосвязи технологических, технических и энергетических аспектов теплотехнологии; работать с тепловыми, теплотехнологическими и конструктивными схемами тепломассобменных установок, раскрывать основы энергосберегающих технологий; - владеть методами совершенствования рабочих процессов ТЭС различного вида; - проводить анализ состава и характеристик теплоэнергетической системы современных ТЭС; - делать выводы по результатам исследования в виде технических решений и рекомендаций. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: системные исследования энергетических комплексов для анализа тенденций и закономерностей развития энергетики; изучение метода прогнозного анализа энергетических технологий на основе математического моделирования; овладения навыками постановки и решения задач энергоиспользования в теплотехнологическом производстве на современном этапе индустриального развития; формирование знаний о модернизации систем производства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Управление экологической и энергетической безопасностью производства
    Кредитов: 5

    Формирование навыков эколого-энергетического обследования для определения эффективности энергоиспользования и потенциала энергосбережения, внедрения системы энергетического менеджмента, разработки программы мер по повышению эффективности энергоиспользования, реализации программы экологического мониторинга и подтверждения эффекта от реализованного энергосбережения В результате изучения дисциплины студент будет способен: - оценить экологические и технологические риски при внедрении новых технологий; - создавать технологии утилизации отходов и системы обеспечения экологической безопасности производства; - находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности, стоимости и экологической безопасности производств; - проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и определения показателей технического уровня проекта; - разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: изучение способов повышения энергетической и экологической эффективности и безопасности объекта; овладение методами оценки эффективности использования на предприятии ТЭР, снижения затрат на энергообеспечение, сохранения природных невозобновляемых ресурсов, предупреждения отрицательных антропогенных воздействий на окружающую среду и экологических рисков; оценки воздействия и прогнозирования экологических последствий деятельности предприятия в связи с использованием топливно-энергетических ресурсов; определения возможностей повышения энергоэффективности и экологической безопасности предприятия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Специальные вопросы сжигания топлива
    Кредитов: 5

    Ознакомление студентов с методами расчета теплофизических свойств углеводородов в жидком и газообразном состоянии; сформировать у студентов представления о методах расчетах теплофизических свойств углеводородов, области их применения и погрешности; дать студентам необходимые для их будущей профессиональной деятельности практические навыки проведения расчетов теплофизических свойств углеводородов. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - анализировать связь теплофизических свойств с молекулярной структурой вещества, энергией взаимодействия атомов и молекул, с внешними условиями и воздействиями; - демонстрировать знания методов физические и термодинамические основы определения теплофизических свойств; - применять теоретические знания для решения конкретных теплофизических задач. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Аналитические уравнения состояния вещест в газообразном состоянии. Термодинамический метод в теории теплофизических свойств веществ. Закон соответственных состояний и его применение для расчета теплофизических свойств веществ в газообразном и жидком состоянии. Явления переноса в веществах в газообразном и жидком состоянии. Равновесие фаз жидкость пар и критические явления в однокомпонентных веществах и их смесях. Теплофизические свойства веществ в газоконденсатном состоянии. Теплофизические свойства нефтей газовых конденсатов и их фракции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Энергоаудит объектов ЖКХ и организация энергосбережения
    Кредитов: 5

    Формирование у студентов знаний в области энергосбережения и представлений об основах энергетического обследования (энергоаудита) предприятий для повышения энергоэффективности деятельности организаций. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - понимать специфику энегоаудита объектов жилищно-коммунального хозяйства; - осуществлять выбор необходимых методов и средств энергетических исследований, энергоаудита и энергосбережения; - использовать способы и средства обеспечения энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении теплоэнергетических процессов; - понимать проблемы производства, транспортировки и использования тепловой энергии в современных условиях, - разрабатывать математические и имитационные модели функционирования теплоэнергетических и теплотехнологических установок и систем, а также средств контроля потребления энергии в сфере ЖКХ. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: энергосбережение в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в ходе производственной деятельности, монтажа и эксплуатации теплоэнергетического и теплотехнологического оборудования; изучение необходимых методов и средств энергетических исследований, энергоаудита и энергосбережения; способов и средств обеспечения энерго - и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении теплоэнергетических процессов; средств контроля потребления энергии в сфере ЖКХ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Информационные системы в теплоэнергетике
    Кредитов: 5

    Приобретение навыков моделирования и анализа технических устройств в теплоэнергетике для последующего использования полученных знаний на практике и при написании выпускной работы бакалавра. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - анализировать современные программные средства, применяемых для моделирования теплофизических процессов; -разбираться в методологии научных исследований и в основных методах научного познания, в программном обеспечении автоматизированных систем, в методах создания и анализа моделей, применяемых в информационных системамах в теплоэнергетике; -освоить основные понятия, закономерности и методы математического моделирования, изучаемых информационных систем в теплоэнергетике; -продуктивно работать с источниками информации, находить оптимальные пути решения поставленных задач, использовать пакеты прикладных программ для расчета параметров различного оборудования. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Классификация физико-математических моделей. Основные типы и классы моделей. Использование систем управления базами данных (СУБД), корпоративных информационных систем (КИС). Графическая интерпретация результатов трехмерного моделирования с использованием современных графических редакторов (ParaView, TECHplot, GNUplot).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Физико-химические методы подготовки топлива
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у обучающихся научных знаний основных физико-химических методов подготовки топлива. В результате изучения дисциплины студенты будут способны: 1) понимать основные методы подготовки топлива и проектирования систем топливоподготовки; 2) применять полученные знания для определения оптимальных условий необходимого тепло-химического режима; 3) использовать приобретенные навыки для организации надежной и экономичной работы основного теплоэнергетического оборудования; 4) анализировать потребление химических реагентов при обработке топлива; 5) критически оценивать безопасность эксплуатации оборудования, уменьшение объема и агрессивности сточных топлив. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: характеристика природных топлив; технологические показатели качества топлива; механизм образования отложений и коррозия поверхностей теплообменных аппаратов и устройств; удаление из топлива грубодисперсных и коллоидных примесей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Нормативно-методическое обеспечение в теплоэнергетической отрасли
    Кредитов: 5

    Формирование знаний, умений и навыков в области анализа проблем обеспечения качества в теплоэнергетике и практических навыков применения нормативно-методического обеспечения энергосбережения в теплоэнергетической отрасли. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - использовать системный подход к использованию развивающихся процессов нормативно-методического обеспечения энергосбережения на государственном и локальном уровне; - применять правовые, организационные, научные, производственные, технические и экономические меры, направленные на эффективное использование энергетических ресурсов; - анализировать современные тенденции во влечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии; - классифицировать активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения, реализуемые на практике, в Республике Казахстан и за рубежом. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: нормативно-методическое обеспечение энергосбережения; изучение отечественного и зарубежнего опыта применения стандартов, норм и требований в области энергосбережения, системного подхода к использованию развивающихся процессов нормативно-методического обеспечения энергосбережения на государственном и локальном уровне.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON1

    проводить экспериментальные исследования по заданной методике, обработке и анализу полученных результатов с привлечением соответствующего математического аппарата;

  • Код ON2

    применять методы измерений и современные технические средства измерений теплотехнических параметров, методы и технические средства контроля состава и качества технологических сред в теплоэнергетике и автоматизации тепловых процессов ;

  • Код ON3

    использовать ІТ-технологии и пакеты прикладных программ для исследования процессов, происходящих на современных промышленных предприятиях;

  • Код ON4

    проводить экспериментальные исследования и разработки в области теплоэнергетики и теплотехнологии, энергоиспользования и энергосбережения на ТЭС по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;

  • Код ON5

    разрабатывать планы программ и методик проведения испытаний, проведения наблюдений и измерений, составления их описания и выводов при разработке, модернизации и эксплуатации теплоэнергетического и теплотехнического оборудования ТЭС;

  • Код ON6

    контролировать экологическую безопасность на производстве, разрабатывать и осуществлять экозащитные мероприятия и мероприятия по энерго- и ресурсосбережению на производстве;

  • Код ON7

    составлять технико-экономические балансы установок, технологических процессов, участков ТЭС, организовывать учет и нормирование расходов топливо-энергетических ресурсов, проводить энергетическую оценку тепловых схем и установок ТЭС;

  • Код ON8

    применять знания об организации сжигания органических топлив в топках котлов, о теплофизических и гидрогазодинамических процессах, протекающих в газовоздушном и пароводяном трактах котельной установки, об условиях работы поверхностей нагрева при решении прикладных технических задач;

  • Код ON9

    реализовать малоотходные и безотходные технологии производства тепловой и электрической энергии на ТЭС;

  • Код ON10

    использовать компьютерные технологии моделирования и обработки результатов экспериментальных и теоретических исследований (OpenFoam, Paraview, OriginLab, Labview и др.) для организации технологически эффективного сжигания органического топлива и уменьшения вредных выбросов;

  • Код ON11

    обеспечивать конкурентоспособность и эффективность объектов теплоэнергетической отрасли с помощью инструментов конкурентоспособной экономики (законы, научные подходы, принципы, методы, модели) для планирования инновационных энергетических объектов;

  • Код ON12

    выражать собственную оценку всему происходящему в социальной и производственной сферах; вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и производственного (профессионального) общения.

Top