Действующая образовательная программа

7M01703 Русский язык и литература(РУДН) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка специалистов для научной и образовательной сферы высших учебных заведений. Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, способного: - интерпретировать и обобщать глубокие современные знания новейших теорий в области лингвистики и литературоведения; - самостоятельно осуществлять научные исследования; - интегрировать знания смежных научных областей в контекст собственного научного исследования; - интерпретировать результаты собственного научного исследования и сообщать их как специалистам, так и неспециалистам; - обеспечивать результативность образовательного процесса на основе классических и инновационных методов преподавания; - выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Область образования 7M01 Педагогические науки
  • Лингвистическая экспертиза
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: углубление специальных знаний, необходимых лингвисту при решении прикладных задач, стоящих перед юридической лингвистикой, формирование полных системных представлений об экспертной деятельности и лингвистической экспертизе как одной из разновидностей этой деятельности: обучение теоретическим принципам юрислингвистической экспертизы естественных русских текстов, конфликтных речевых ситуаций, юридических текстов и других явлений на стыке языка и права и их практическая реализация. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - изучить основы судебно-лингвистической экспертизы; - освоить методики написания заключения; - сформировать экспертные задачи судебно-лингвистической экспертизы. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Экспертология как отрасль знания, предмет, цели и задачи. Понятие экспертизы. Субъект, объект, предмет, цели, задачи экспертизы. Результаты экспертизы. Экспертиза речи как форма использования специальных лингвистических познаний в юридической практике. Возможности экспертного исследования речи в процессе решения той или иной правовой задачи. Виды экспертизы устной и письменной речи (экспертиза языка закона или иного нормативного правового акта, судебная экспертиза речи). Особенности постановки вопросов при назначении экспертизы речи. Типы экспертиз. Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие экспертную деятельность. Понятие объекта экспертизы. Типы объектов. Предмет экспертизы. Специалист и эксперт как субъекты деятельности. Права и обязанности специалиста, права и обязанности эксперта. Краткая характеристика типовых вопросов, ставящихся перед лингвистом-экспертом. Экспертные задачи. Результаты экспертного исследования. Экспертиза как доказательство. Оформление экспертного заключения. Структура экспертного заключения. Вводная часть заключения и ее реквизиты. Исследовательская часть. Выводы. Методы лингвистической экспертизы.

    Селективная дисциплина
  • Современные технологии и методы в практике РКИ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации, подготовить студентов-филологов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в качестве преподавателя РКИ в разных типах учебных заведений. Расширить методические взгляды в сфере преподавания РКИ и в частности овладении некоторыми знаниями и навыками в работе с компьютерными программами обучения РКИ. По успешному завершению данной дисциплины студенты будут способны: - знать теоретические основы методики обучения иностранному языку и систему обучения иностранному языку в средней школе; цели ,содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений; концептуальные основы учебника иностранного языка, типы, виды уроков иностранного языка в школе, технологию их проведения., систему упражнений; основные виды иноязычной речевой деятельности и технологию формирования речевых навыков; - формулировать методическую задачу; отобрать языковой материал, приемы, средства обучения, режимы работы для различных этапов и уровней обучения иностранному языку; - выстраивать учебные действия учащихся для овладения учебным материалом и для решения методической задачи; контролировать знания, умения и навыки учащихся; - корректировать результаты своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся; анализировать учебники, учебные пособия с целью их рационального использования; - анализировать свои профессиональные знания и деятельность, оценивать их адекватность методической теории, задачам урока и конкретным условиям учебной ситуации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса; При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике. Новые педагогические технологии в системе образования. Роль преподавателя в новом педагогическом пространстве. Профессиональная компетенция современного преподавателя. Личностно-ориентированные технологии обучения. Обучение в сотрудничестве. Направляющая роль преподавателя как члена коллектива сотрудников в процессе обучения языку. Метод проектов. Проект в системе уроков РКИ. Возможная типология и тематика проектов в рамках изучения русского языка и русской культуры. Проект как самостоятельная деятельность учащегося. Возможности разноуровневого обучения. Особенности его организации. Роль преподавателя в организации такого подхода к изучению иностранного языка. Трудности практической реализации данного подхода. Индивидуальный «языковой портфель» (Европейский портфолио). Использование телекоммуникационных и мультимедийных средств в обучении иностранным языкам и, в частности, русскому. Сеть Интернет (Рунет). Профессионально-техническая подготовка преподавателя. Мультимедийные курсы русского языка. Особенности их создания. (Знакомство с опубликованными курсами.) Основные характеристики подобных курсов. Методические особенности устройства компьютерного класса для аудиторной работы с преподавателем. Роль преподавателя в компьютерном классе при работе с мультимедийными ресурсами. Возможности самостоятельной работы учащихся. Корректировочные курсы. Языковые тренинги. Лингафон

  • Иностранный язык 1-2 ур.
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - продемонстрировать способность к восприятию, анализу и обобщению учебно-научной информации, логически и грамматически правильному оформлению высказывания; - описать орфоэпические, орфографические, стилистические нормы иностранного языка; - использовать знание структуры иностранного языка для совершенствования умений во всех видах речевой деятельностии; - применять теоретические знания иностранного языка в учебно-профессиональной деятельности; - написать научные статьи на иностранном языке. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Речевые, коммуникативные компетенции в профессиональной сфере. Научный стиль речи на материале текстов по специальности. Навыки и умения чтения научной литературы по специальности для формирования профессиональной компетенции. Смысловая структура научного текста, его различные виды. Навыки анализа научной информации на основе обобщения и компрессии. Творческие умения письменной речи на основе вторичных научных текстов, а также текстов, относящихся к различным функционально-смысловым типам речи.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Филология в системе современного гуманитарного знания: активные направления и перспективы языкознания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Новая философия языка: Кассирер, Хайдегер, Гадамер, Хабермас. Зарождение постмодернистских концепций интерпретации и понимания языка. Постмодернизм как новая философия и новая филология. Некоторые ключевые концепты и их критическое семиотическое осмысление. Семиотика постмодернизма как источник ущербности его моделей. Системная модель знака (пятиугольник Г.П.Мельникова) как когнитивная концепция. Теория систем как антитеза постмодернистской методологии. Ризома, ацентризм как показатели состояния системы. Псевдофилологическая и псевдолингвистическая научная мифология. Дискурс, концепт, политическая лингвистика, лингвистическая конфликтология. Современные проблемы и области прикладного применения психо- и социолингвистики; языковая политика, двуязычие, диглоссия, билигвизм. Математическая лингвистика, математические модели языка, моделирование искусственного интеллекта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы современной философии (РУДН)
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - описать основное содержание онтологии и метафизики в контексте исторического развития философии; - объяснить специфику философского осмысления действительности; - классифицировать методы научного и философского познания мира; - обосновать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей социального и личностного бытия человека в современном мире; - провести исследование актуальное для выявления философского содержание проблем в профессиональной области и презентовать результаты для обсуждения. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Возникновение и развитие философии. Возникновение философии. Предмет и метод философии. Исторические типы философии. Основы философского понимания мира. Проблема бытия. Онтология и метафизика. Сознание и язык. Познание и творчество. Научное и вненаучное знание. Наука и техника. Философия человека и ценностный мир Человек. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Этика. Философия ценностей. Свобода. Эстетика. Восприятие и создание красоты. Общество и культура. Философия истории. «Мәңгілік ел» - философия Великой степи.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория и история языкознания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: представление языкознания как системы научного знания о языке в составе филологии, рассмотрение методологии языкознания как гуманитарной науки, основных направлений и перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка; расширение и углубление лингвистического кругозора студентов, систематизация представлений о языковой системе, уточнение содержания основных лингвистических терминов. Усвоение знаний в области лингвистики обусловлено овладением ее терминологией, точным определением научных понятий, навыками лингвистического анализа, обоснованием языковых классификаций и умением использовать наиболее адекватные методы исследования явлений языка По успешному завершению данной модули студенты должны быть способны: - определять наиболее значимые проблемы языка; - ориентироваться в современной лингвистической литературе; - различать понятия системы и структуры; - выявлять основные строевые единицы языка; - различать явления языка и речи; - использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной лингвистики для решения профессиональных задач. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Теория языка: предмет, задачи и структура курса. Место теории языка в системе наук. Разработка проблемы языка и речи. Концепция языка, речи, речевой деятельности Ф.де Соссюра. Современные представления о языке и речи. Язык как знаковая система. Семиотика как общая теория знака. Природа знаков и знаковых систем. Основные типы знаков в человеческой деятельности. Языковые знаки. Особенности языкового знака. Функции знаков языка. Взаимосвязь и взаимодействие единиц языковых уровней. Виды отношений в языковой системе: парадигматика, синтагматика, иерархия. Взаимосвязь и взаимодействие единиц языковых уровней. Виды отношений в языковой системе: парадигматика, синтагматика, иерархия. Взаимосвязь и взаимодействие единиц языковых уровней. Виды отношений в языковой системе: парадигматика, синтагматика, иерархия. Зарождение знаний о языке, формирование лингвистических традиций. Веды и грамматика Панини. Древнегреческая философия и вопросы языкознания. Языкознание в средневековой Европе. Языкознание Нового времени. Грамматика Пор-Рояля. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Франц Бопп. Расмус Раск. Якоб Гримм. Й.Добровский, А.Х.Востоков. Вильгельм фон Гумбольдт - основоположник философии языка.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историческая стилистика
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: сформировать четкое, целостное представление о стилистической системе русского литературного языка и стилистически значимых возможностях отдельных языковых единиц разных уровней. По успешному завершению данной дисциплины студенты должны быть способны: - знать: историю формирования данной дисциплины; закономерности функционирования различных языковых единиц в текстах различных стилей; - владеть теоретическими научными сведениями об основных стилеобразующих чертах каждого функционального стиля; владеть основами методики стилистического анализа текста; - связывать теоретические сведения о стилистических ресурсах языка с практическим анализом языковых фактов; - выявлять различные стилистические ошибки в тексте и исправлять их; - составлять тексты различной стилевой, жанровой направленности; - вести самостоятельную работу в данной области лингвистики и др. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Историческая стилистика как особая филологическая дисциплина. История её становления. Предмет и задачи исторической стилистики. Связь стилистики русского языка с другими дисциплинами. Методы стилистического анализа. Основные понятия и категории стилистики: стилистическая окраска (эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая), стилистическое значение, стилистическое средство, речевая системность функционального стиля и др. Стилистическая структура языка. Стиль как основной предмет стилистики. Понятие стилистической парадигмы. Основные линии стилевого деления. Внешние (экстралингвистические) и внутренние факторы стилеобразования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Креативная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: - представить новое направление в современной лингвистике; - познакомить с особенностями лингвокреативного мышления и представить способы его реализации в творческих типах современной русской речи; - сформировать навыки анализа креативных явлений в текстах разного рода (разговорных, художественных. Медиатекстах). Данный курс даёт представление об окказиональных и потенциальных словах и формах, о языковой игре, языковой аномалии. По успешному завершению данной дисциплины студенты должны быть способны: - навыков сбора и анализа современного языкового материала с использованием не только традиционных методов, но и современных информационных технологий; - умения представить собранный языковой («креативный») материал в виде презентаций. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Объем и задачи лингвистики креатива. Лингвокреативное мышление. Лингвокреативный, креативный, творческий. Лексема «креативный» в современном русском языке. Типы и функции лингвокреативного мышления. Понятие речетворчества. Творческие типы речи – зоны креативности. Языковое пространство интернета. Эстетическая функция языка. Реализация эстетической функции языка за пределами художественного текста. Языковая аномалия. Система и узус. Окказиональное и потенциальное в языке. Понятие языковых аномалий, их типы. Антиномия системы и узуса. Языковые аномалии в художественном тексте. Языковые аномалии за пределами художественного текста: медиатексты, разговорные тексты. Окказиональность и окказионализмы. Дифференциальные признаки окказионализмов. Признак функциональной одноразовости. Языковая игра, ее типы и функции. Понятие языковой игры. Определение языковой игры. Языковая игра и комическая функция. Языковая игра и острословие. Роль языковой игры в художественном тексте. Роль языковой игры в современных текстах СМИ. Типы языковой игры. «Полисемантика» в текстах СМИ как разновидность языковой игры

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Структура познавательных процессов. Типология личности, специфика характера. Межличностное и групповое общение. Сущность педагогики высшей школы. Профессиональная педагогическая деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов умение обобщать, систематизировать научную информацию (теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм). При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - Субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и воспитанником: типы, виды, модели воспитания, законы, закономерности и принципы. Экология как взаимоотношение организма с окружающей средой. Экология воспитания. Экология духовной жизни и растущего поколения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Философия и поэзия Серебряного века
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: – расширить знания студентов о сознании “серебряного века”, об искусстве, прежде всего, в связи с литературой; – помочь студентам лучше понимать значение, закономерности, ценности духовной жизни, классическое наследие; – приобщение студентов к богатствам отечественной и мировой классики; – изучение основных парадигм культуры конца XIX – начала XX веков, “природы” тематики, поэтики, доминировавшего пафоса в широком культурно-историческом контексте; – развитие эрудиции, культуры, эстетической потребности и способностей эстетического восприятия произведений искусства. По успешному завершению данной модули студенты должны быть способны: 1. иметь представление о творчестве ведущих авторов (литераторов, художников, музыкантов) «серебряного века»; 2. получить общие знания о художественной парадигме «серебряного века»; 3. уметь воспринимать литературные тексты в более широком культурном контексте и уметь самостоятельно воссоздавать этот контекст. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Рубеж веков как «переходная эпоха». Принципиальные изменения картины мира (новейшие открытия в физике, психологии, археологии). Кризис философии позитивизма. Усиление мистических настроений. Апокалиптические мотивы. Размывание границ между жизнью и творчеством. Усиление роли искусства в процессе постижения мироздания. Проблематика жизнетворчества: В. Брюсов («Огненный ангел»), В. Соловьев (термин «теургия»), А. Блок и А. Белый, Н.С. Гумилев (посвящение к первому изданию «Романтических цветов»). «Серебряный век»: история понятия, проблемы периодизации. История возникновения понятия: возникшее в античности деление эпох в соответствии с драгоценными металлами: «золотой век», «серебряный век» и т.д. (Гесиод, Овидий). В русской литературе это деление было особенно востребовано: «золотой век» (пушкинская эпоха), «серебряный век». Поиски «автора» термина «серебряный век». «Серебряный век»: проблемы периодизации Проблема границ эпохи. Знакомство с различными вариантами выделения «начала» и «конца» «серебряного века»: непосредственные участники литературного процесса (В.В. Розанов, В. Вейдле, Н.А. Оцуп), советские литературоведы, современные исследователи.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Семиотика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: - ознакомить магистров со спецификой семиотики как науки, как средство паттернизации образа мира, как инструмент и феномен повседневного общения; - сформировать у слушателей представление о семантической структуре картины мира, проблемы структуры знака и интерпретации знакового текста, особенности семиозиса в сфере этногенеза и культурно-исторической деятельности народа; - ознакомить слушателей с центральными понятиями и терминами современной семиотики; - сформировать у магистров представление о семиотических аспектах социальной антропологии; - обучить методам семиотического анализа социокультурной среды. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: -толковать важнейшие знаки из сферы культуры; -демонстрируя определенный уровень профессиональной подготовки учителя-филолога и культуролога; -самостоятельно провести семантический анализ материала; -оперировать основными теоретическими понятиями курса; -использовать междисциплинарный подход к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Семиотика как наука: предмет, объект, функции, основные направления, тенденции развития. История семиотики как науки. Основные проблемы современной семиотики. Семиотические основы коммуникативной деятельности. Проблема знака как основная проблема семиотики. Типология знаковых систем. Содержание и структура знаковых систем. Семиотические системы в природе и обществе. Семиотические системы культуры. Язык как важнейшая знаковая система человеческой коммуникации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистическая реализация коммуникативной функции языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность объяснять и анализировать речевое высказывание как первичную коммуникативную единицу. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания текста как сферы реализации коммуникативной функции языка для применения в педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение единиц коммуникативной ситуации, условий коммуникации, коммуникативных задач. По успешному завершению данной модули студенты должны быть способны: 1. Объяснять историю изучения функций языка; 2. Объяснять особенности структуры речевой коммуникации, внутренней организации речевого процесса 3. Описывать условия успешной коммуникации; 4. Анализировать коммуникативные неудачи; 5. Анализировать языковые средства организации текстов, функционирующих в различных сферах деятельности; 6. Производить отбор речевых единиц в процессе порождения речевого акта в соответствии с условиями коммуникации; 7. Продуцировать сообщения в соответствии с коммуникативной задачей; 8. Производить анализ и отбор речевых средств воздействия в различных текстах. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: - обслуживание языком коммуникативных потребностей общества; - лингвистические средства передачи сообщения и оказания воздействия в монологической и диалогической речи; - лингвистическая реализация коммуникативной функции в различных сферах человеческой деятельности; - компоненты модели речевой коммуникации; - условия успешной коммуникации и коммуникативные неудачи; - текст как высшая единица реализации коммуникации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Русская литература зарубежья в школе и вузе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – обозначить закономерности развития русской литературы зарубежья в школьном и вузовском преподавании дисциплины, выявить новые концепции ее изучения. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа идейно-эстетических и жанровых поисков представителей русской эмиграции, изучение творчества которых необходимо в практике преподавания русской литературы ХХ в. Дисциплина направлена на изучение: многообразия форм авторского сознания в сопоставительно-сравнительном аспекте; развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. По завершении данного модуля студенты должны быть способны: 1. определять, систематизировать и анализировать ведущие тенденции русской литературы зарубежья в рамках обновленной программы; 2. определять идейно-эстетические принципы выдающихся представителей русской литературы эмиграции; 3. классифицировать и систематизировать жанровые и стилевые новации; 4. дифференцировать разные виды художественного дискурса в контексте историко-культурной ситуации ХХ века; 5. вести квалифицированное обсуждение основных вопросов изучения русской литературы зарубежья в вузе и в школе; 6. классифицировать жанровые и стилевые новации в рамках разных литературных направлений и течений русской литературы эмиграции; 7. совершенствовать навыки публичных выступлений в условиях дискуссий; 8. овладеть различными способами презентации жанровых интерпретаций (литературные комментарии, аналитические эссе и др.). При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - этапы формирования русской литературы зарубежья; -пути ее развития на протяжении ХХ в.; -соотнесенность с традициями русской литературы метрополии; -особенности жанровой системы творчества выдающихся представителей русской литературной эмиграции; -многоплановость художественного дискурса; -специфику форм авторского сознания в различных жанровых формах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Литература Древнего Востока в школе и вузе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать и характеризовать литературу древнего Востока по текстам произведений, методическим трудам. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания памятников литературы древнего Востока в аспекте преподавания в школе и вузе, методов изучения, для анализа, обобщения приемов и способов понимания и интерпретации. Дисциплина направлена на изучение образцов литературы древнего Востока, преподавания в школе и вузе. По завершении данного модуля студенты должны быть способны: 1. уметь работать в команде, аргументировать, делать выводы; быть психологически и методологически готовым вести беседы и диалоги по темам литературы древнего Востока; 2. быть готовым к самостоятельной литературоведческой деятельности; 3. уметь обобщать, систематизировать анализировать литературоведческую информацию, выстраивать новые факты в области литературы древнего Востока в контексте мирового гуманитарного знания; 4. рассмотреть проблемы восточной философии и эстетики, в частности суфизма, зороастризма, даосизма буддизма и конфуцианства, и их отражения в восточной литературе; 5. разобраться в межкультурной коммуникации Востока, Запада, чтобы полнее представить творчество восточных поэтов в плане мирового значения. При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - методы системного анализа произведений литератур Востока древнего периода; -технологии анализа и интерпретации памятников литератур древнего Востока в сопоставительном плане; - развитие жанрово-стилевых, поэтических традиций в литературах древнего Востока; - роль канонов и генезис повествовательных форм в национальных литературах древнего Востока; -новаторство великих поэтов и писателей древнего Востока; - развитие течений и стилевых тенденций в восточных литературах домусульманского периода; -типологию форм, национальный колорит и своеобразие литератур Востока периода Мусульманского Ренессанса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Межкультурная коммуникация: стратегии и тактики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать специфику технологического обеспечения переговорного процесса в современном мультикультурном обществе. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования теории и практики межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве, модели коммуникации и коммуникативного акта, стратегий и тактик переговоров, манипулятивных технологий в переговорном процессе и противодействия им. По успешному завершению данной модули студенты должны быть способны: 1. Системно руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума; 2. использовать навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов; 3. выстраивать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях; 4. характеризовать специфику иноязычной научной картины мира, основные особенности научного дискурса в русском и изучаемых иностранных языках; 5. находить решения в преодолении влияния стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения; 6. генерировать полученные научные знания в теорию воспитания и обучения, в современные подходы в обучении русского языка как иностранного, обеспечивать развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся, готовность к участию в диалоге культур; 7. демонстрировать новые педагогические технологии воспитания и обучения с целью формирования у обучающихся черт вторичной языковой личности, развития первичной языковой личности, формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся; 8. использовать современные методики поиска, анализа и обработки материала исследования и проведения эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - Теория и практика межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве. - Модели коммуникации и коммуникативного акта. - Виды коммуникации, сферы коммуникации, межкультурная коммуникация. -Успешность коммуникации.  - Коммуникативные навыки. -Стратегия и тактика переговоров. - Манипулятивные технологии  в переговорном процессе и противодействие им.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Русская литература Казахстана в школе и вузе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность описывать и оценивать приемы интерпретации произведений современных казахстанских писателей на уроках литературы в школе и в рамках элективного курса в вузе. Учебный курс формирует навыки исследования поэтики художественного текста. Дисциплина направлена на изучение произведений современной казахстанской литературы с целью использования в дальнейшей педагогической деятельности. По завершении данного модуля студенты должны быть способны: 1 выявить особенности историко-культурной ситуации в Казахстане начиная с 20-ых годов ХХ века по нынешнее время; 2 определять границы и состав русской литературы Казахстана; 3 рассматривать творчество русского писателя Казахстана в контексте диалога Казахстана и России; 4 делать структурно-семантический анализ художественного текста; 5 разработать алгоритм анализа произведения русского писателя Казахстана в школьной и вузовской практике; 6 применять современные технологии анализа текста при изучении творчества писателя и его произведений в школе и вузе; 7 овладеть приемами педагогической техники при изучении творчества писателя; 8 освоить технологии разработки учебных проектов для использования ы педагогической практике. При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - Русская литература Казахстана: история ее возникновения и развития - Проза русских писателей Казахстана советского периода в школьной и вузовской пррограмме - Инонациональный герой в прозе руссских писателей Казахстана - Русскоязычная литература Казахстана: воможности ее изучения в школе и вузе - Новые имена в русской литературе Казахстана 21 века - Лирические жанры современной русской литературе Казахстана: аспекты ее изучения в школе и вузе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Институциональный дискурс: технологии изучения
    Кредитов: 5

    Цель курса – на основе научной информации о дискурсе обучить магистрантов различным методикам его исследования и экспертизы, выбору релевантных методик анализа, описанию алгоритмов его проведения. Программа курса реализуется в формате проектного исследования и обеспечивает сформированность способности к синтезированию и трансформации филологического знания для решения образовательных и профессиональных задач. По успешному завершению данной дисциплины студенты должны быть способны: 1. обосновывать закономерность появления в лингвистике нового направления дискурс-анализа; 2. определять роль Французской школы дискурс-анализа в становлении аналитической составляющей; 3. описывать различные методики исследования и экспертизы дискурса; 4. осуществлять выбор релевантных методик анализа дискурса; 5. объяснять взгляд Фуко на понятие дискурсные формации; 6. осуществлять обучение анализу дискурса методиками прагматического фокусирования и ментального моделирования; 7. создавать дискурс определенной силы воздействия осуществлять проектное исследование по проблеме «Дискурс как инструмент формирования общественного мнения». При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - Роль Французской школы дикурс- анализа в становлении нового лингвистического направления. - Содержание основных идей и их развитие. - Голландская школа: работы Т. ван Дейка по прагматике дискурса. - Инструментальные функции дискурса. - Техники и методики анализа дискредитационного дискурса, имиджеобразующего дискурса, научного дискурса, рекламного дискурса и т.д. - Разработка алгоритма дискурсивного анализа. - Проектное исследование «Лингвистический анализ дискурса».

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теоретические и методические аспекты концептологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность критически анализировать основные положения концептологии, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации. Дисциплина направлена на изучение структуры концепта, методики анализа концепта. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - применить знание основных концепций, теоретических основ и направлений в области современной лингвистической концептологии при выборе исходных теоретических позиций в диссертационном исследовании; - критически анализировать основные положения новых лингвистических теорий в области лингвоконцептологии, выбирать из них наиболее адекватную для проведения собственного диссертационного исследования; - написать эссе, в котором дать оценку степени разработанности в современной русистике актуальных проблем русской лингвоконцептологии; - проводить анализ лингвокультурного концепта; - разработать проект «Анализ концепта»; - вести научную дискуссию по актуальным проблемам русской лингвоконцептологии; - аргументировать свою точку зрения, соотнося ее с основными концепциями, теоретическими основами и направлениями в области современной лингвоконцептологии. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: понятие концепта в современной лингвистике. Учение о концептуальной системе языка и проблемы концептуального анализа языка. Концепт и слово, концепт и понятие. Концепт как ключевое слово культуры. Структура концепта. Методика описания концепта. Универсальные концепты времени, пространства и числа. Концепты национальной культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    - Презентовать научные теории в рамках современных научных лингвистических направлений (когнитология, лингвокультурология, лингвистика текста, лингвоконфликтология и др.); - Демонстрировать глубокие знания о современном состоянии и тенденциях развития научного познания в области лингвистики. - Объяснять интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления лингвистики.

  • Код ON2

    - Интерпретировать и обобщать современное научное знание в области литературоведения в контексте ведущих направлении литературоведения (биографического, литературоведческого, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного, рецептивной критики). - Рассматривать художественные тексты как объекты исследования средствами новейших исследовательских технологий. - Объяснять особенности научной концепции эстетической теории постмодернизма; интегративных методик исследования произведений постмодернизма.

  • Код ON3

    Презентовать перспективные тенденции в развитии педагогической и методической науки; современные методики преподавания русского языка и литературы; инновационные и интерактивные технологии и методики обучения филологическим дисциплинам в высшей школе.

  • Код ON4

    - Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики; - Находить технологические решения научной проблемы в новых и незнакомых контекстах; - Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления.

  • Код ON5

    - Применять разные методы анализа и интерпретации художественных текстов в исследовательском процессе; - формулировать проблемы и задачи научного исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты; - критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений постмодернизма.

  • Код ON6

    - Системно представлять программы планирования, организации и практической реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по литературоведческим, лингвистическим и методическим дисциплинам в организациях высшего образования.

  • Код ON7

    - Находить технологические решения научной проблемы в новых и незнакомых контекстах; - Определять цели, задачи и методологию в самостоятельных научных исследованиях; - Генерировать полученные научные знания в собственное научное исследование по языку или литературе. - Формулировать проблемы и задачи научного исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования.

  • Код ON8

    - Разрабатывать методическое портфолио для осуществления обучающей деятельности в бакалавриате во время педагогической практики; - Объяснять содержание методического портфолио, вступать в дискуссию в процессе его обсуждения с целью аргументированной защиты.

  • Код ON9

    - Интерпретировать современные научные знания при планировании и организации самостоятельных научных и научно-методических исследований. - Интегрировать знания научных теории школ направлений в исследовательскую практику.

  • Код ON10

    - Демонстрировать традиционные и инновационные образовательные методики и технологии преподавания литературоведческих и лингвистических дисциплин в высшей школе. - Осуществлять самостоятельное научное исследование в области педагогической психологии, методики преподавания русского языка и литературы.

  • Код ON11

    Осуществлять научное исследование, оценивать и интерпретировать полученные результаты. - Аргументированно представлять полученные результаты и выводы на научной презентации или защите.

  • Код ON12

    - Генерировать новое знание, оригинально и творчески решать новые задачи профессиональной деятельности. - Быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, к самостоятельному и автономному продолжению образования.

7M01703 Русский язык и литература
Магистратура

Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)

ГОП: M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский
7M01703 Русский язык и литература
Магистратура

Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ)

ГОП: M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский
7M01703 Русский язык и литература
Магистратура

Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)

ГОП: M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский
7M01703 Русский язык и литература (н/п)
Магистратура

Институт Мардана Сапарбаева (Mardan Saparbaev Instityty)

ГОП: M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский
Top