Инновационная образовательная программа

7M03201 Date-журналистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы «Data журналистика» - качественная подготовка высококвалифицированных кадров масс-медиа в области анализа и визуализации больших данных, владеющими навыками цифровых технологий и основами искусственного интеллекта для журналистики. Реализация образовательной программы направлена на формирование профессиональной личности специалиста, способного: - интерпретировать и обобщать современные знания новейших теорий в области big-datа и классифицировать основные понятия date-журналистики; - самостоятельно осуществлять научные исследования в области журналистики данных; -интерпретировать результаты собственного научного исследования и применять инструменты статистического анализа; - интегрировать знания на стыке наук информационной технологии и массовой коммуникации в контексте собственного научного исследования; - обеспечивать результативность образовательного процесса на основе инновационных методов исследования задачи журналистики с использованием источников открытых данных; - выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности по компьютерной лингвистике, визуализации данных и инфографики.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M067 Журналистика и репортерское дело
  • Направление подготовки 7M032 Журналистика и информация
  • Журналистика и искусственный интеллект
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способности проектировать и реализовывать процесс получения, оценки, интеграции и анализа данных с помощью изученных методов компьютерной лингвистики. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: – проектировать и управлять задачи в сфере машинного обучения, искусственного интеллекта и глубинного анализа данных с использованием средства математической статистики для создания качественных контентов в медиасфере. – анализировать и интегрировать необходимыми для поиска, получения и преобразования данных и их интеграция для интеллектуального анализа. – оценивать и управлять основами машинного обучения и методами искусственного интеллекта и глубинного анализа данных. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Будут изучены основные теории и концепции компьютерной лингвистики и новые форматы, тенденции современной data-журналистики. Дисциплина направлена на изучение теории и практики компьютерной лингвистики, лингвистического анализа данных и их интеграции, анализа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Digital-стартап в журналистике данных
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать навыки профессиональной компетенции в области digital-стартап, позволяющие целостно решать задачи data-журналистики.. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – разрабатывать исследовательские проекты по интерактивной журналистике и digital-стартап в журналистике данных, позволяющие целостно решать задачи журналистики. – определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, быть способным к объективной оценки своих достижений в сфере data-журналистики. – осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области Data-журналистики, презентовать ее результаты; – реализовывать успешные digital-стартап в профессиональной деятельности журналиста. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучение технологического процесса digital-стартап и классификацию основных понятий data-журналистики о механизмах взаимодействия с конвергентными СМИ. Процесс обучения выстраивается как динамическая система на основе методологических подходов Smart журналистики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на раскрытие системных представлений о социально-психологических закономерностях управленческой деятельности, специфики использования социально-психологических знаний в структуре управленческой деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель: формирование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использовать иностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра. Курс направлен на получение доступа к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации; служит инструментом для успешной профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Smart журналистика: Машинное обучение и нейронные сети
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности научно-методической и учебно-аналитической работы в области проектирования и оценки интерфейсов для журналистики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – проектировать и реализовывать, анализировать целостный процесс в соответствии с принципами и практики машинного обучения, создавать алгоритмы нейронных сетей. – выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов Smart журналистики (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, кредитной системы). – быть способным к рефлексии, объективной оценки своих достижений, анализу ситуации в системе искусственного интеллекта для журналистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Учебный курс нацелен на изучение вопросов анализа, интерпретации и управления искусственным интеллектом, машинного обучения, алгоритма нейронных сетей в журналистике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Цифровой медиа бизнес и открытые данные
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать навыки поиска, получения и преобразования данных, интеграции данных, оценки их качества и пригодности к дальнейшему использованию в сфере цифровых медиа. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – сравнивать, сопоставлять и решать задачи в сфере статистического анализа и их применение в работе журналиста, анализировать различные типы текстов в рамках исследовательского контекста – устанавливать и поддерживать эффективные коммуникации с коллегами в режиме офлайн и онлайн; – планировать и осуществлять эксперименты, решать проектные задачи по получению, оценке, интеграции и анализа данных в компьютерной лингвистике, применяемых в предметно ориентированных информационных системах. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучение и применение больших данных в бизнесе, также фокусируется на феномене открытых данных, моделях datа - журналистики и цифрового медиабизнеса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Data mining и аналитическая журналистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности применения современных методов и технологий, позволяющие дифференцировать, аргументировать и справляться со сложными вопросами по моделированию и классификации data mining, необходимых для принятия решений в различных сферах журналистики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – аргументировать технологический процесс data mining и её применении в журналистике, классифицировать основные понятия data-журналистики о механизмах взаимодействия с конвергентными СМИ. – оценивать и управлять процессами организации образования, направленными на совершенствование аналитических данных на основе современных подходов data mining. – дифференцировать, аргументировать и справляться со сложными вопросами по моделированию и классификации data mining для интеллектуального анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах журналистики. Учебный курс нацелен на проектирование, анализ и реализацию проектов с большими данными, демонстрацию работы с источниками информации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать навыки, необходимые для планирования и проведения качественных и конкурентоспособных научных исследований. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. применять полученные знания для планирования и организации всех этапов научных исследований, включая подборку оптимальных условий проведения экспериментов и выбора методов физико-химического анализа; 2. координировать и оптимизировать во времени и пространстве все материальные элементы научно-исследовательского процесса с целью достижения максимального результата с минимальными затратами; 3. анализировать возможные варианты проведения научно-исследовательской работы с применением опыта зарубежных стран; 4. делать вывод об организации и планировании работы научных исследований; 5. оценить методы физико-химического анализа. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу процесса научных исследований, их целей, задач, этапов проведения, а также областей применения результатов. Дисциплина направлена на изучение основ научного метода, методологии проведения литературных и экспериментальных исследований, правил подготовки и рецензирования научных публикаций и проектов. Особое внимание будет уделено поиску и анализу научной литературы, выбору темы исследования, планированию экспериментов, представлению и коммерциализации результатов исследований, подготовке и подаче научных проектов, требованиям к ученым степеням и званиям, оценке эффективности работы ученых и нормам научной этики.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Big data в цифровых медиа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности использования больших данных и их применения в цифровой медиаиндустрии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – проектировать, анализировать и реализовывать проекты с большими данными, обладать базовыми навыками программирования на Python, продемонстрировать работу с источниками медиа и информаций. – описывать, обосновывать и презентовать научные результаты по цифровому медиа бизнесу с применением открытых данных. – адаптировать, реализовывать, анализировать и компетентно использовать усвоенные знания для решения задач, позволяющие целостно решать проблемы date-журналистики и демонстрировать полученные результаты. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: будут изучены проблемы процесса описания, обоснования и презентации научных результатов по цифровому медиабизнесу с применением открытых данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Интерактивная Data-журналистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у обучающихся представления о технологиях, методах, приемах интерактивной журналистики данных по реализации исследовательских проектов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – демонстрировать кейсы и проекты по формированию у магистрантов углубленных представлений визуализации данных и инфографики для создания качественного медиа продукта и контента. – рроектировать и анализировать профессиональные возможности и стартовый потенциал магистрантов по созданию старт ап кампании для визуализации данных. – демонстрировать методы и приемы создания интерактивной технологии по реализации исследовательских проектов. – разрабатывать и анализировать программы по продвижению визуальных данных для конвергентной редакций. – устанавливать и поддерживать эффективные коммуникации с коллегами с применением собственного визуального контента. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: будут изучены процесс интерактивной дата-журналистики на междисциплинарном уровне в целях составления качественного контента, организации пространственных данных; оценки качества данных, правила работы с метаданными, изучение практики sharing карт и геоданных.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Визуализация данных и инфографика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать алгоритм подготовки различных типов визуализации данных и инфографики. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - аккуратно использовать социальные сети в качестве источников; - демонстрировать понимание основных понятий, таких как свобода самовыражения, доступ к информации и фундаментальные права; - раскрывать понятие редакционной независимости; - использовать алгоритм подготовки визуализации данных и инфографики в различных коммуникативных ситуациях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Курс изучает историю инфографики, основы визуального мышления, основы презентации данных, особенности визуализации данных и инфографики, анимированную инфографику, типологию визуализации данных: таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации, пиктограммы, картосхемы; учит анализировать и создавать различные визуализации данных и инфографики.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Теоретические концепции Data-журналистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности и углубленные представления о теоретической концепции datа-журналистики, которые являются актуальными для создания качественного и эффективного журналистского продукта и контента В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – обосновывать, организовать и определять процесс изучения теории и практики Data-журналистики в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности. – объяснять основные научные проблемы и особенности Data-журналистики, являющихся объектами социальных и технических наук, бизнеса и технологии. – анализировать, оценивать и классифицировать на стыке наук информационной технологиии и массовой коммуникации в контексте собственного научного исследования. – проектировать и анализировать научно-исследовательскую работу, включая разработку методологии исследования, возникающие в процессе анализа данных в интересах повышения его эффективности. – демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования профессионально качеств журналистики данных. – интерпретировать и критически оценивать опыт дата аналитики в рамках различных парадигм медиаисследований. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: теоретические вопросы и практические кейсы, расширяющие профессиональные возможности и стартовый потенциал магистрантов, также вводятся адаптационные курсы: гуманитарные бэкграунды технического и экономического направления.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Курс вводит в проблематику феномена науки как предмета специального философского анализа, формирует знания об истории и теории науки; о закономерностях развития науки и структуре научного знания; о науке как профессии и социальном институте; о методах ведения научных исследований; о роли науки в развитии общества. В содержание дисциплины входит выявление специфики и взаимосвязи основных проблем, тем философии науки и истории науки; изучение самосознания науки в ее социально-философских ракурсах; рассмотрение феномена науки как профессии, социального института и непосредственной производительной силы; раскрытие дисциплинарного самоопределения естественных, общественных и технических наук, их общности и различия.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины-овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование компетенций, умений и навыков педагогической деятельности в вузах и колледжах. Изучаются вопросы: роль педагогической науки в системе наук; система высшего профессионального образования в Казахстане; методология педагогической науки; дидактика обучения в высшей школе; проектирование TLA-стратегии образования, использование традиционных и инновационных методов и форм организации обучения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Data-аналитика в медиаменеджменте и бизнесе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности систематизировать научно-методологические вопросы data-аналитики в медиаменеджменте и бизнесе, также продемонстрировать методы и приемы создания интерактивной технологии по реализации исследовательских проектов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: – анализировать методологические проблемы data грамотности и сторителлинга, применять и описывать инструменты медиатехнологии на междисциплинарном уровне. – интерпретировать и моделировать основные научные проблемы и особенности трансформация данных, являющихся объектами социальных и технических наук, бизнеса и технологии. – систематизировать основные научно-методологические вопросы data-аналитики в медиаменеджменте и бизнесе. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: дисциплина направлена на изучения вопросов интерпретации и моделирования основных научных проблем и особенности трансформации данных, являющихся объектами социальных и технических наук, бизнеса и технологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Data-репортаж и трансформация данных
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности и представления о теории и практике трансформации данных в объеме, оптимальном для использования в подготовке data-репортажа и последующей профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: – аргументировать и классифицировать современное состояние теории и практики трансформация данных в объеме, оптимальном для использования в подготовке data-репортажа и последующей профессиональной деятельности. – анализировать методологические проблемы data грамотности и сторителлинга, применять и описывать инструменты медиатехнологии на междисциплинарном уровне. – интерпретировать и моделировать основные научные проблемы и особенности трансформация данных, являющихся объектами социальных и технических наук, бизнеса и технологии. При изучении дисциплины магистрантф будут изучать следующие аспекты: Будут изучены процесс анализа и интерпретации виртуальной и дополненной реальности; креативный подход к каждому этапу работ по созданию дата-репортажа, создание готового продукта для иммерсивной журналистики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Data грамотность и сторителлинг
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать профессиональные компетенции в области методологических проблем data-грамотности и сторителлинга, применение и описание инструментов медиатехнологии на междисциплинарном уровне. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – интегрировать знания о data грамотности и сторителлинга в контексте собственного научного исследования. – проектировать и анализировать научно-исследовательскую работу по созданию «робо-журналистики», сообщать и презентовать результаты. – осуществлять исследовательскую проектную деятельность по созданию роботов-авторов, владеющие инструментами ремаркетинга; генерации шаблонного контента. – реализовывать успешные коммуникативные стратегии и траектории анализа данных о виртуальной, дополненной и смешанной реальности, оценивать и управлять процессами организации работу журналиста в VR/AR-устройствах. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Будут изучены вопросы data-грамотности и сторителлинга в контексте собственного научного исследования по созданию «робо-журналистики», роботов-авторов, владеющих инструментами ремаркетинга и генерации шаблонного контента.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Графический дизайн и программирование
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности применять навыки по созданию креативного графического дизайна с визуальными данными. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – продемонстрировать и контекстуализировать процесс графического дизайна и программирования в профессиональной деятельности. – интерпретировать, и аргументировать методологические проблемы графического дизайна и программирования, применять и описывать инструменты веб-дизайна. – исследовать и презентовать новые способы взаимодействия графики, видео и анимации в современной медийной индустрии. – интерпретировать и моделировать основные научные проблемы и особенности графического дизайна и программирования, являющихся объектами социальных и технических наук и технологии. – систематизировать основные научно-методологические вопросы о графическом дизайне и программирования в контексте собственного научного исследования. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучение практических вопросов по созданию кейсов и проектов графического дизайна и программированию медиапродуктов, также реализация профессиональных возможностей и стартового потенциала магистрантов по созданию стартап кампании для визуализации данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Медиадизайн и Big datе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать профессиональные компетенции в области визуализации данных и инфографики, также навыков подготовки различных типов визуальных данных и графических контентов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – интерпретировать и контекстуализировать процесс графического дизайна и программирования в профессиональной деятельности. – интерпретировать, и аргументировать методологические проблемы графического дизайна и программирования, применять и описывать инструменты веб-дизайна. – исследовать и презентовать новые способы взаимодействия графики, видео и анимации в современной медийной индустрии. – интерпретировать и моделировать основные научные проблемы и особенности графического дизайна и программирования, являющихся объектами социальных и технических наук и технологии. – систематизировать основные научно-методологические вопросы о графическом дизайне и программирования в контексте собственного научного исследования. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: будут изучены процесс проектирования и оценки интерфейсов по визуализации данных и инфографики, также разработка и анализ программы по продвижению визуальных данных для конвергентных редакций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Продвижение дизайна и веб-анимация
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать навыки и умения работать с технологиями взаимодействия графики, видео и анимации в современной медийной индустрии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – проектировать и анализировать научно-исследовательскую работу по созданию продвижение дизайна и веб-анимации, сообщать и презентовать результаты. – реализовывать успешные коммуникативные стратегии и траектории по брендированию средствами продвижение дизайна, инструментарием и средствами айдентики. – демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования практики применения инструментов, необходимых для выполнения всего цикла производства графических проектов. – разрабатывать и презентовать научно-исследовательский проект графического оформления информационных программ и оперативной графики. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: будут изучены процессы, необходимые для выполнения всего цикла производства графических проектов, также принципы графического оформления информационных программ и оперативной графики и параметры анимации для практической работы журналиста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Компьютерная лингвистика и текстовый анализ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности и представления о теории и концепции развития журналистики данных, современном методе компьютерной лингвистики, применяемом при обработке текстов в предметно ориентированных информационных системах. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: – интерпретировать и контекстуализировать процесс обработки данных и их применение в data-журналистике. – анализировать и классифицировать основные понятия об интеллектуальном языкознаний и технологиях их применения в конвергентной редакции. – применять, продемонстрировать и иллюстрировать новые технологии, необходимые для поиска, получения, преобразования данных и их интеграция для интеллектуального анализа. – планировать и осуществлять эксперименты, решать проектные задачи по получению, оценке, интеграции и анализа данных в компьютерной лингвистике, применяемых в предметно ориентированных информационных системах. – дифференцировать, аргументировать, провести эксперимент и обобщить результаты по моделированию и классификации интеллектуального анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах data-журналистики. – решить, использовать, продемонстрировать управлять задачи в сфере машинного обучения, искусственного интеллекта и глубинного анализа данных с использованием средства математической статистики для создания качественных контентов в медиасфере. – выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов компьютерной лингвистики (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, кредитной системы). – осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области компьютерной лингвистики, презентовать ее результаты. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: дисциплина направлена на изучение вопросов datа-аналитика и журналиста в современных условиях дигитализации и конвергенции, владеющих навыками логико-лингвистического моделирования.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON5

    Провести эксперимент, обобщить результаты и управлять задачи в сфере машинного обучения, искусственного интеллекта и глубинного анализа данных с использованием средств математической статистики для создания качественных контентов в масс-медиа сфере.

  • Код ON7

    Формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации в области проектирования и оценки интерфейсов для визуализации данных и инфографики, для работы конвергентной редакции и управления ею.

  • Код ON4

    Дифференцировать, аргументировать и справляться со сложными вопросами по моделированию и классификации data mining для интеллектуального анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах журналистики.

  • Код ON6

    Анализировать и интегрировать процесс решения задач со сложными данными, необходимыми для поиска, получения и преобразования контента и их интеграция для интеллектуального анализа. Подготовить проект по созданию и управлению искусственным интеллектом для организации работы дата журналиста.

  • Код ON9

    Описывать, обосновывать и презентовать научные результаты по цифровому медиа бизнесу с применением открытых данных и использовать прикладные технологии для обеспечения работы data журналиста.

  • Код ON11

    Разрабатывать исследовательские проекты по интерактивной журналистике и digital-стартап с применением мультиймедийных технологий, позволяющих целостно решать задачи журналистики данных.

  • Код ON1

    Аргументировать технологический процесс Big-datа и её применение в журналистике, классифицировать основные понятия data-журналистики о механизмах взаимодействия с конвергентными СМИ по созданию визуальных контентов и аналитики.

  • Код ON12

    Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, быть способным к объективной оценке своих достижений в сфере data-журналистики.

  • Код ON10

    Обладать умениями адаптировать, реализовывать, анализировать и компетентно использовать усвоенные знания, позволяющие целостно решать проблемы datа-журналистики и демонстрировать полученные результаты

  • Код ON2

    Сравнивать, сопоставлять и решать задачи в сфере статистического анализа и их применение в работе журналиста, анализировать различные типы текстов в рамках исследовательского контекста.

  • Код ON8

    Планировать и осуществлять эксперименты, решать проектные задачи по получению, оценке, интеграции и анализу и визуализации данных в компьютерной лингвистике, применяемых в предметно-ориентированных информационных системах.

  • Код ON3

    Проектировать, анализировать и реализовывать проекты с большими данными, обладать базовыми навыками программирования на Python, продемонстрировать работу с источниками информаций.

Top