Действующая образовательная программа

7M03202 Журналистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка профессиональных кадров для научной и образовательной сферы высших учебных заведений, способных: - критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории и практики журналистики; - разрабатывать и применять новые идеи в системе информации в рамках исследуемых контекстов; - решать профессиональные и иные проблемы в новых и незнакомых контекстах; - нести социальную и этическую ответственность за результаты профессиональной и научной деятельности; - планировать и осуществлять публичные выступления с применением навыков ораторского искусства.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M067 Журналистика и репортерское дело
  • Направление подготовки 7M032 Журналистика и информация
  • Современные медиа технологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать теоретические и практические основы современных медиа технологий. Предмет обеспечивает владение системой углубленных знаний в области теории и технологии современной журналистики; умением работать с базами данных, в том числе в глобальных компьютерных сетях, использовать новейшие технологии; концептуальной основой разработки современных медиа технологий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научно-популярная журналистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать представление о специфике научной журналистики, о достижениях современной науки в различных областях знания. Будут изучены основные тенденции развития научной журналистики, научные издания Казахстана; техника создания научно-познавательного журналистского материала и методы его обработки (коррекции); аналитические навыки работы с материалом; этапы развития образовательного телевидения; уровни научной популяризации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность планировать, подготавливать, организовывать и проводить самостоятельные научные исследования.. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. организовывать процесс исследования; определять роль научного исследования в развитии личности и организации; принципы и закономерности организации. 2. определить эффективность научной работы, организовывать внедрение ее результатов; 3. применять профессиональные знания в области научных исследований при постановке и решении проблем; 4. анализировать, находить проблемы, конструировать оптимальную последовательность действий по достижению намеченной цели, планировать научную деятельность, оценивать и контролировать ее; 5. разрабатывать механизм управления организацией научных исследований; организовывать систему научных исследований в среде студентов и молодых ученых. Дисциплина «Организация и планирование научных исследований» направлена на формирование у будущих специалистов способности к независимой исследовательской деятельностя. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: международная система научных публикаций; авторские права в системе международных научных публикаций; индекс научного цитирования и импакт-фактор; методология и методы научного исследования; форматирование в LaTex; организация текста оригинальной статьи для журнала; грамматические и стилистические особенности текстов на английском языке; законы развития науки;экспоненциальный закон развития науки; выбор журнала и представление статьи; процедура рецензирования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Управление технологиями цифровых медиа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применять современные модели, методы и инструменты (программные средства), позволяющие целостно решить задачи журналистики с использованием цифровых медиа. Будут изучены мультимедийные инструментальные средства; анимации графических объектов в специализированном программном обеспечении; программные обеспечения для сбора, обработки, хранения и демонстрации динамического содержимого программных продуктов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология и методы медиаисследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать базу, необходимую для проведения обучающимися собственных исследований в ходе подготовки магистерских диссертаций, а в дальнейшем – для реализации профессиональных задач в сфере исследовательской и журналистской деятельности. Предмет содержит концепции и методы изучения различных аспектов функционирования современных медиаинститутов, с методологией, программой и организацией научных и научно-прикладных исследований в данной области.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель курса – обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: 1. понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; 2. применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; 3. развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; 4. реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; 5. критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления; эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива. Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использовать иностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний; 2. использовать устные и письменные высказывания для выполнения конкретных функций; 3. анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию; ставить цель исследования и выбрать оптимальные пути и методы его достижения. 4. эффективно взаимодействовать в социуме в повседневной жизни, в профессиональной сфере; 5. аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения профессиональных и непрофессиональных тем, разрабатывать методическое обеспечение. Настоящая учебная программа дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» предначначена подготовки высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации и, таким образом, он служит инструментом для успешной профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методика преподавания журналистских дисциплин
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать основы методической подготовки обучающихся к будущей педагогической деятельности. Курс нацелен на изучение проблем журналистского образования в условиях цифровой революции и перехода на новые образовательные стандарты с учетом современных требований медиасреды; компетентностный подход в образовании; научно-методическое обеспечение инновационных процессов в современном журналистском образовании; методические аспекты преподавания профессиональных учебных дисциплин в системе журналистского образования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство в эпоху цифровых технологий
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать навыки разработки алгоритмов и развернутых проектов решения практических проблем взаимодействия бизнеса и цифровых медиа. Курс изучает бизнес-модели, ставшие возможными благодаря цифровой сфере, чтобы понять потенциал, предлагаемый цифровыми технологиями для предпринимателей, которые хотят запустить стартап или продолжить более традиционную карьеру, где цифровой компонент жизненно важен для успеха.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины подготовка магистрантов к профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения, педагога, обладающего развитыми исследовательскими навыками, развитие организаторских, управленческих, коммуникативных способностей магистрантов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. систематизировать представления и понимания специфики процесса преподавания в вузе; выделять из окружающей действительности педагогических фактов, явлений, событий и описать их на языке педагогической науки, опираясь на закономерности педагогических теорий, объяснения, прогнозирования и развития; 2. овладение профессионально-педагогической культурой преподавателя высшей школы; 3. применять научные знания в педагогической практике; сформировать способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых идей в контексте современных парадигм образования; 4. находить оптимальные пути решения задач современного образовательного процесса, использовать инновационные технологии работы; 5. обобщать и оценивать полученные результаты обучения в контексте дисциплины. Дисциплина «Педагогика высшей школы» направлена на формирование у магистрантов представления о педагогике как науке, ее задачах, функциях, методах, основных категориях (образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельности, педагогическое взаимодействие). При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. НИРМ. Менеджмент в высшем образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Актуальные концепции масс-медиа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать углубленные представления о мировых и отечественных инновационных подходах к рассмотрению масс-медиа. Предмет нацелен на актуальные проблемы функционирования казахстанских СМИ (политических, экономических, этико-правовых, организационно-управленческих, технологических, профессионально-творческих, кадровых и др.), умение базироваться на этих знаниях.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины формирование углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; 2. систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 3. выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; 4. критически оценивать современные научные достижения и ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; 5. сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. Дисциплина «История и философия науки» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых мировоззренческих понятий При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Конвергентная журналистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать теоретические знания о концепции развития конвергентной журналистики. Будут изучены современные методы исследования, специфика работы в конвергентных редакциях. Предмет дает представление о новых условиях работы мультимедийных журналистов в современных условиях глобализации, дигитализации и конвергенции.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современный медиатекст
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать у обучающихся систему представлений о структуре, семантике, прагматике, стилистике и риторике медиатекста. Курс нацелен на изучение роли СМИ в динамике языковых процессов. Также рассматриваются функционально-стилистический статус медиаречи; определение медиатекста как базовой категории языка СМИ; лингвоформатные признаки основных типов медиатекстов; модальность медиатекста; риторика и семиотика стратегий медиадискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Компьютерная лингвистика и текстовый анализ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать навыки и умения работать методами компьютерной лингвистики, применяемые при обработке текстов в предметно-ориентированных информационных системах. Будут изучены виды используемых лингвистических ресурсов и методы их разработки, рассмотрены задачи автоматического аннотирования тестов, рубрикации и кластеризации текстов, извлечения информации из текстов; методы извлечения устойчивых словосочетаний и терминов из текстов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Аксиология журналистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать представления об аксиологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине. Курс содержит ознакомление с основными формами существования аксиологии, направлениями и методами изучения журналистской деятельности; формирование личной и глобальной аксиологической модели как важной составляющей профессиональной культуры журналиста; уход от «плоской» аксиологии СМИ к полноценной национальной картине мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Концепции медийной и информационной грамотности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать углубленные знания по медийной и информационной грамотности, выработки общих подходов и создания целостной и многоуровневой концепции. Будут изучены такие основные понятия, как свобода самовыражения, доступ к информации и фундаментальные права; взаимосвязь медийной и информационной грамотности, гражданской позиции и демократии; понятие редакционной независимости.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Медиакритика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать практические навыки корректного критического анализа медийных текстов всех видов СМИ. Будут изучены медиакритика как новое направление в журналистике; критика как род деятельности; медиакритика как самостоятельная область искусствоведения; становление медиакритики в Казахстане: предпосылки возникновения, предмет и задачи, основные медийные рубрики, творчество медиа обозревателей ведущих СМИ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Редакционный менеджмент
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность принять управленческие решения при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д. в ходе курса будут изучены принципы управления медиаорганизациями и специфика управления такими структурами, управление контентом на уровне его создания, бизнес-модели в медиаиндустрии и т.д.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Управление медиапроектами
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать навыки эффективного планирования и разработки нового или усовершенствования существующего медиапроекта; изучение базовых ценностей и принципов современных систем управления медиапроектами, основанных на методах agile; а также освоение навыков руководства творческими коллективами средств массовой коммуникации. Будут изучены стандарты в управлении проектами; способы монетизации проекта; управление рисками проекта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Антропология и проектирование коммуникативного познания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать профессиональные компетенции в области обеспечения эффективности культурной коммуникации в журналистике. Будут изучены особенности процессов динамики культуры с освоением понятий "культурные феномены", "коммуникативное поле культуры в журналистике";- овладение студентами умениями отличать символическую организацию культуры и проявлений в журналистской культуре с анализом культурных моделей, представленных в системе деятельности средств массовой информации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Анализировать актуальные проблемы и перспективы развития журналистики, исходя из экономических и политических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования.

  • Код ON2

    Координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией журналистских текстов, прогнозировать предпочтения аудитории.

  • Код ON3

    Оценивать журналистские тексты различной стилевой, жанровой принадлежности, а также ее потенциальную привлекательность для аудитории.

  • Код ON4

    Редактировать медиатекст, учитывая его структуру, семантику, прагматику, стилистику, риторику, лингвоформатные признаки, модальность.

  • Код ON5

    Проектировать сценарии реализации исследовательских проектов на основе информации и методологий ее изучения.

  • Код ON6

    Выстраивать траектории профессиональных совершенствований.

  • Код ON7

    Разрабатывать требования к отбору и реализации того или иного контента, подготавливать к трансляции/ выпуску готовый продукт.

  • Код ON8

    Проектировать информационные и программные продукты, позволяющие целостно решить задачи журналистики с использованием цифровых медиа.

  • Код ON9

    Поддерживать контакт с профессиональными сообществами, экспертами, аналитиками, конкурентами, партнерами, ньюсмейкерами.

  • Код ON10

    Разрабатывать интерактивные формы семинарских/ лабораторных занятий и применять их в образовательном процессе.

  • Код ON11

    На основе аналитической информации разрабатывать концепцию СМИ, план развития организации, определять стратегию развития медиапродуктов.

  • Код ON12

    Использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной журналистской деятельности, с учетом норм толерантности и непредвзятости в освещении событий.

Top