Действующая образовательная программа

7M05305 Техническая физика (ИТМО) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих: углубленными знаниями, связанных с выявлением, исследованием и моделированием новых физических явлений и закономерностей; навыками и умениями, необходимыми для разработки, создания и внедрения новых технологий, приборов, устройств и материалов различного назначения в области инженерной физики.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M090 Физика
  • Направление подготовки 7M053 Физические и химические науки
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: изучение истории возникновения и прогресса научных программ в контексте культуры и философии; структуры научного знания и динамики его развития; научной этики, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе технических наук. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 2. критически оценивать явления и факты псевдонаучных и паранаучных знаний при решении исследовательских и практических задач в сфере своей профессиональной деятельности, в том числе в междисциплинарных областях; 3. применять концептуально-понятийный аппарат и терминологию философии науки к собственным исследованиям в различных формах поисковой деятельности и межкультурной коммуникации; 4. обладать коммуникативной и интеллектуальной компетенциями в рамках профессиональных взаимодействий; 5. следовать основам академической этики в исследовательских и творческих проектах. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Предмет истории и философии науки. Мировоззренческие основания науки. Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Новоевропейская наука – классический этап развития науки. Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Структура и уровни научного познания. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки. Философские основания науки и научная картина мира. Научные традиции и научные революции. История и философия естественных и технических наук. Формирование научного познания в технической физике. Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экспериментальная теплофизика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: приобретение магистрантами навыков проведения экспериментальных исследований теплофизических свойств различных агрегатных состояний веществ. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. понимать особенности протекания теплофизических процессов в различных областях физики и техники; 2. анализировать и обрабатывать информацию по реализации планов поддержки жизненного цикла инновационного проекта; 3. формировать предупреждающие меры действий в случае отклонения фактического хода инновационного научно-исследовательского проекта от плановых показателей; 4. применять основные методы, способы и средства получения, хранения, обработки и передачи данных с помощью информационно-коммуникационных технологий; 5. развивать исследовательские навыки и разрабатывать новые идеи для применения теоретических знаний на практических занятиях (проявлять креативность). Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Методологические основы эксперимента. Методы экспериментального изучения теплофизических свойств веществ. Измерения и измерительные устройства. Электрические методы измерений физических величин. Измерения температуры по излучению. Измерение давления и вакуума. Измерение скорости, расхода жидкости и газа. Оптические методы измерения потоков. Измерение тепловых потоков. Определение вязкости. Метод капилляра. Экспериментальные исследования диффузии. Оптимизация теплофизического эксперимента. Элементы планирования эксперимента. Характеристика объектов исследования и решаемых задач.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теплофизика реологических жидкостей
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: определение свойств реологических жидкостей и законов их течения в трубах, каналах и пограничном слое при обтекании плоских поверхностей в инженерных разработках. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. классифицировать реологические жидкости по их составу, свойствам течения в трубах, каналах и в пограничном слое; 2. объяснять физические механизмы процессов переноса ньютоновских и неньютоновских жидкостей; 3. использовать модели Фойхта и Максвелла для расчета характеристик вязкоупругих материалов с помощью инструментальных и программных средств MATLAB при описании процессов тепломассопереноса в сложных инженерных объектах; 4. проводить исследования жидкостей с помощью вискозиметров различных типов; 5. решать автомодельные задачи пограничного слоя с учетом начальных и краевых условий. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Классификация реологических жидкостей. Реологические жидкости с характеристиками, не зависящие от времени и предыстории течения. Вязкоупругие материалы. Модель Фойхта. Модель Максвелла. Экспериментальное определение характеристик реостабильных и нереостабильных реологических жидкостей. Течение реологической жидкости в трубе. Профиль скорости и секундный расход жидкости. Течение пластиков Шведова-Бингема в круглой трубе. Пограничный слой реологических жидкостей. Уравнения и граничная условия. Обтекание плоской проницаемой пластины однородным потоком степенной жидкости. Пограничный слой со степенным распределением скорости. Обтекание клина.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов разработки современной научной информации с использованием основ психологии науки и практики, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. интерпретировать современную научную информацию об основах психологической науки и практики, необходимой для повышения эффективности профессиональной деятельности; 2. объяснить психологические закономерности и феномены, возникающие в профессиональной и научно-педагогической деятельности; 3. анализировать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии, видеть взаимосвязь между поведением и результатами деятельности личности и коллектива, ресурсы и возможности развития; 4. интегрировать психологическую информацию о себе и других в общее знание и формулировать обоснованные суждения; 5. применять психологические знания для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; эффективно использовать психологические знания для развития потенциала себя и коллектива. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Данный курс познакомит магистрантов с научными знаниями, соответствующими современному уровню развития психологической науки и практики. Будут рассмотрены предмет, отрасли, методы психологии, закономерности развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний личности, общения, основы эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации с учетом профессиональной и научно-педагогической деятельности магистрантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: изучение закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. использовать принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления; 2. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; 3. выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; 4. анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания; 5. применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методика написания научных статей
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование систематических знаний и умений для проведения научно-исследовательской работы по тематике исследования и подготовки к публикации научных статей в рецензируемых журналах баз Thomson Reuters, Scopus. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать и сопоставлять справочную информацию, выполнять необходимые расчеты в соответствии с принятыми в организации стандартами; применять техническую и нормативную документацию; 2. критически оценивать новейшие открытия естествознания, предлагать перспективы их использования в технической физике; 3. аргументировать результаты научных исследований, обрабатывать и оформлять их в виде научной статьи с целью опубликования в открытой печати; 4. проводить научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу в учреждениях образования; разрабатывать практические рекомендации на основе исследовательских данных для внедрения в учебный процесс и производство; 5. проводить экспертизу технической документации для подготовки отчетов и формирования заявок для инновационных проектов с составлением календарных планов, технических заданий и спецификаций. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Общие представления о методологии науки. Философский уровень методологии. Структура, формы и методы эмпирического и теоретического познания. Современные методологические подходы. Теория, методология и методика, их взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и метода. Исследование в педагогике: сущность, методологический аппарат. Методология научно-педагогического исследования. Классификация методов исследования. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Процедура и технология использования различных методов научно-педагогического исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теплофизика проводящих сред
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: выбор и изучение основных физических моделей процессов тепломассобмена в неподвижных и движущихся средах для расчета полей температуры, потоков теплоты и массы. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. понимать основы теории течений в проводящих средах; 2. использовать теорию механики сплошных сред при описании процессов тепломассопереноса для решения технических задач; 3. применять автомодельные уравнения и методы магнитогидродинамических процессов к исследованию и объяснению конкретных течений жидкости и газа; 4. рассчитывать потоки теплоты и массы, полей температуры, базирующимися на моделях процессов тепломассообмена; 5. проводить моделирование магнитной гидродинамики с использованием пакетов прикладных программ ANSYS Maxwell, COMSOL Multiphysics. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Основные уравнения, используемые при исследовании течений в проводящих средах. МГД-уравнения для идеальной среды. «Вмороженность» магнитного поля. Волны Альфвена конечной амплитуды. Разрывные течения в магнитной гидродинамике. Основные уравнения. Слоистые течения проводящей жидкости. Режимы работы канала. Вычисление индуцированного магнитного поля. Поле температуры в течении Гартмана. Напряжение трения на стенках канала Куэтта. Пограничные слои в магнитной гидродинамике. Сопротивление движению в МГД-пограничном слое. Оценка толщины пограничного слоя. Автомодельная форма уравнений МГД пограничного слоя в безындукционном приближении. Мультифизическое моделирование магнитной гидродинамики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Физика реального газа и жидкости
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины-определить структуру и содержание газа в системе теплофизических процессов; проведение исследований процессов в газовой фазе, изучение закономерности протекания теплофизических явлений, измерение количественных характеристик физических процессов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. применять экcпериментальные методы измерения теплофизических величин; 2. проводить выбор необходимых средств измерения для заданной точности погрешности; 3. работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; 4. проводить статистическую обработку экспериментальных данных; 5. объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий. Различные свойства жидких и газообразных сред. Решение задачи обтекания крылового профиля по методу конформных отображений. Постулат Жуковского-Чаплыгина. Уравнения Навье-Стокса динамики вязкой несжимаемой жидкости в безразмерных переменных. Безразмерные параметры и их смысл. Число Рейнольдса. Основы теории подобия. Движение вязкой несжимаемой жидкости в круглой трубе. Закон Пуазейля. Особенности течения при больших числах Рейнольдса. Понятие о пограничном слое. Уравнение Прандтля. Задача Блаузиуса. Ламинарные и турбулентные движения. Опыты и критическое число Рейнольдса. Уравнение Рейнольдса осредненного турбулентного движения. Формула Буссинеска. Гипотеза Прандтля.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; 2. анализировать систему высшего профессионального образования в Казахстане; 3. определять содержание высшего образования; 4. применять традиционные и инновационные методы и формы организации обучения, новые образовательные технологии в высшей школе; 5. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • 3D-моделирование в технической физике
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: обучение навыкам применения методов компьютерного 3D-моделирования и программирования основных математических алгоритмов для решения физических задач и обработки экспериментальных данных. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. проводить оценку эффективности систем регистрации параметров и управления различными технологическими процессами; 2. интерпретировать, визуализировать результаты 3D-моделирования и обосновать оптимальные параметры моделируемого процесса; 3. исследовать построенную модель на адекватность, полноту и устойчивость по входным параметрам; 4. применять практические приемы определения и численные методы расчета рациональных характеристик объектов; 5. разрабатывать инновационные проекты по развитию, внедрению и коммерциализации новых технологий и методы искусственного интеллекта для решения профессиональных задач в области технической и прикладной физики. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Математическая модель. Основные понятия и классификация. Принципы и этапы математического моделирования. Методы решения систем алгебраических уравнений: а) прямые методы (метод Гаусса, метод Крамера); б) итерационные методы (метод итераций, метод Зейделя, метод релаксации); в) итерационные методы вариационного типа; г) методы минимизации функций. Решение нелинейных уравнений (метод простой итерации, метод Ньютона, метод секций, интерполяционные методы). Методы численного интегрирования и дифференцирования. Квадратурные формулы интерполяционного типа. Линейные интегральные уравнения (уравнения Фредгольма, уравнения Вольтера), методы решения (преобразование Лапласа, метод последовательных приближений, метод резольвента, метод сведения к алгебраическому уравнению).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Избранные главы современной физики
    Кредитов: 4

    Цель дисциплины: изучение основных представлений, законов, теорий классической и современной физики в их внутренней взаимосвязи и целостности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. объяснять современное состояние и перспективное развитие физики, а также инженерные проблемы, представляющие интерес в профилирующих дисциплинах; 2. понимать влияние инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду с учетом вопросов экологической и экономической безопасности; 3. анализировать возможности применения теорий современной физики на практическом опыте с помощью новых информационных и коммуникационных технологий в области техники; 4. применять полученные знания для постановки, формулирования и решения прикладных научных задач в технической физике; 5. проявлять инициативность, предпринимательский дух и стремление к успеху и адаптироваться к новым ситуациям, уметь работать самостоятельно и в междисциплинарной команде. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Общие концепции физики. Симметрия пространства-времени: инвариантность и законы сохранения. Спонтанное нарушение симметрии. Сверхпроводимость. Конденсация Бозе-Эйнштейна. Лазерное охлаждение и магнитные ловушки. Наноструктуры. Спинтроника. Принципы спинтронных приборов. Классические и квантовые компьютеры. Хаос. Эффект бабочки. Распространённость и моделирование хаоса. Космология. Закон Хаббла. Большой взрыв. Физическая вселенная. Звёзды и чёрные дыры. Управляемый термоядерный синтез. Физика живых систем. Проблемы происхождения жизни и биологического развития. Энтропия и устойчивое развитие. Энтропия, вероятность и информация.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование межкультурной коммуникативной компетенции у магистрантов по специальностям естественного и социально-гуманитарного направлений на основе общепринятой международной уровневой системы для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в професиональном общении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. говорить достаточно быстро и спонтанно без особых затруднений на повседневные или профессиональные темы; 2. практиковать с людьми на темы общего и профессионального характера; 3. продемонстрировать доклады и презентации на различные темы, в том числе профессиональные; 4. объяснять лекции и доклады на знакомую тематику с первого раза понимать прослушанный учебный текст 5. переводить аутентичные тексты по специальности с иностранного языка на родной с использованием словаря и справочников; 6. писать эссе и доклады на общие и профессиональные темы, аргументируя точку зрения, писать подробные сообщения по широкому кругу интересующих вопросов. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Учебная дисциплина является интегративной частью цикла непрерывного обучения английскому языку и нацелен на дальнейшее развитие полученных в университете языковых компетенций в рамках программы дисциплины «Английский язык». Предполагается развитие коммуникативных компетенций и навыков, необходимых сфере повседневного профессионального общения, чтения и перевода аутентичной литературы по специальности, формирование терминологического словаря, написания докладов и выступления на конференции и.т.д. Курс ориентирован на развитие у студентов восприятия иностранного языка как источника информации и иноязычного средства коммуникации в целях расширения и углубления системных знаний по специальности и как средство самостоятельного повышения своей профессиональной квалификации. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: чтение, письмо, аудирование, говорение, языковой: произношение, лексика, грамматика, чтение и перевод аутентичной литературы по специальности, написания докладов и выступления на конференции.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экологический мониторинг
    Кредитов: 4

    Цель изучения дисциплины: Формирование знаний экологических проблем природопользования, причин и следствий неблагоприятного воздействия и способов выявления источников антропогенного загрязнения окружающей среды, правил учета и оценки состояния объектов окружающей среды и экологической безопасности территорий и объектов В ходе изучения курса магистрант будут иметь способности: 1. понимать основы организации, структуры и назначения мониторинга окружающей среды; 2. применять критерии оценки состояния природной среды и приоритетных контролируемых параметров; 3. объяснять подходы и средства реализации экологического мониторинга; 4. владеть методами наблюдения и наземного обеспечения контроля параметров источников загрязнения; 5. анализировать экологические проблемы, возникающие в результате хозяйственной деятельности человека. Взаимосвязь проблем изменения климата, энергетики и развития человеческого потенциала. Назначение экологического мониторинга и его виды, система методов наблюдения и наземного обеспечения, управления и обратных связей, методы контроля. Экологический мониторинг и экологический контроль. Среда (физическое, экологическое, социально-экологическое определения). Качество окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды, их классификация. Нормирование качества окружающей среды. Экологическое нормирование.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Специальные разделы тепломассообмена
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: углубленное изучение процессов тепло- и массообмена в энергетических и теплотехнологических установках и инженерных методов решения прикладных инженерных задач с использованием тепловых моделей В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. составлять математические модели теплопереноса в форме уравнения Фурье; 2. владеть методами математического моделирования процессов теплопереноса; методологией оценивания погрешностей результатов параметрической идентификации тепловых потоков . 3. осуществлять постановку и выбор метода решения обратной задачи теплопроводности 4. применять методологию оценивания погрешностей результатов планирования для различных типов приёмниковсоставлять планы научных исследований по определению граничных условий систем тел и контролировать ход выполнения научных исследований. 5. планировать научные исследования по определению основных параметров сложного теплообмена в системах тел. Математическая модель теплопереноса в форме уравнения Фурье, точные и приближенные аналитические решения. Дискретные математические модели. Разностные модели теплопереноса в различных приемниках теплового потока. Численные решения задач теплопереноса на основе дифференциально разностных моделей; структуру суммарной погрешности. Способы планирования научных исследований по определению граничных условий теплообмена в системах тел. Обратные задачи теплопроводности. Восстановление теплового потока методом параметрической идентификации модели теплопереноса в приемниках теплового потока.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Диагностика энергофизических процессов
    Кредитов: 3

    Цель изучения дисциплины: Подготовка магистрантов к самостоятельному решению теоретических и прикладных задач диагностики энерготехнических процессов с использованием современных информационных технологий; формирование комплекса знаний, умений и навыков в области определения работоспособности энергетического оборудования, основанных на анализе фундаментальных и прикладных задач технической диагностики. В ходе изучения курса магистрант будут иметь способности: 1. пользоваться средствами и устройствами диагностирования; 2. методы и средства, применяемые при диагностировании; 3. составлять документацию по результатам диагностики 4. проводить расчет основных свойств и параметров надежности систем производства тепловой и электрической энергии 5.применять основные качественные и количественные методы оценки риска. Методы диагностики энерготехнических процессов. Математические формулировки, используемые при оценке и расчете основных свойств и параметров надежности систем производства тепловой и электрической энергии, элементы физики отказов, структурные схемы надежности технических систем и их расчет, основные методы повышения надежности и примеры использования теории надежности для оценки безопасности систем производства тепловой и электрической энергии; методология анализа и оценки техногенного риска, основные качественные и количественные методы оценки риска, методология оценки надежности, безопасности и риска. Тестовое и функциональное диагностирование.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Энерго-и ресурсосберегающие технологии
    Кредитов: 4

    Цель изучения дисциплины: формирование у магистрантов знаний в области теории рационального использования материальных и энергетических ресурсов; овладение навыков работы с теорией и практикой моделирования энерго- и ресурсосберегающих процессов в технической физике, современными технологиями утилизации отходов энергетической промышленности. В ходе изучения курса магистрант будут иметь способности: 1. оценивать ресурсную и энергетическую эффективность установок, технологических комплексов, заводов и предприятий, электростанций, коммунальных предприятий; 2. использовать современные методы и средства энерго- и ресурсосбережения; основные понятия теории ресурсосбережения и ресурсосберегающих технологий; способы и средства энергопотребления, энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов; 3. обоснованно выбирать методы анализа и оптимизации энерго- и ресурсосберегающих систем; 4. интерпретировать и анализировать результаты построения ресурсосберегающих систем; 5. выполнить оценку состава и свойств промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих наиболее полное их использование; 6. проводить статистическую обработку экспериментальных данных. Общее антропогенное воздействие технологий на окружающую среду. Роль энергетических процессов в загрязнении окружающей среды. Снижение вредного воздействия энергетических процессов на окружающую среду. Современные энергетические технологии. Состояние проблемы энергосбережения, её законодательные аспекты. Нормирование и рациональные режимы энергопотребления. Программы и технические задания на производство энергетических обследований. Приоритеты в природоохранной деятельности. Закономерности развития биосферы и условия сохранения экологического равновесия. Обеспечение экологической безопасности окружающей среды. Методы и средства энерго- и ресурсосбережения. Методика планирования, управления и контроля энерго- и ресурсоносителей. Эффективные энергосберегающие технологии.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Термостатирование и управление тепловыми процессами
    Кредитов: 4

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов умений и навыков для проведения расчетов тепловых режимов кон-струкций, проверки стадии разработки и постановки на производство тепловых устройств на основании но¬менклатуры конструктор¬ских документов и основных вопросов организации про¬цесса конструирования приборов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать основные конфигурации схем в реальных условиях эксплуатации; 2. оценить эффективность систем термостатирования и терморегулирования аппаратуры с учетом тепловых, конструктивных и экономических показателей; 3. владеть способами теплового регулирования характеристик устройств в условиях изменяющейся температуры окружающей среды; использовать методы диагностирования для повышения надежности приборов; 4. осуществлять контроль по наладке, настройке и опытной проверке технических приборов, систем и комплексов с выбором систем, обеспечивающих требуемую точность измерений; 5. моделировать тепловые схемы с использованием физико-математических методов и пакетов прикладных программ для оптимизации параметров объектов и процессов. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Требования к тепловому режиму приборов и устройств. Особенности теплообмена в конструкциях приборов и устройств. Принципы построения систем обеспечения теплового режима приборов и устройств. Проблемы микроминиатюризации и унификации конструкций приборов. Проблемы повышения надежности приборов. Проблемы разработки эффективных систем охлаждения приборов. Принципы построения систем терморегулирования приборов и устройств. Принципы расчета температурных полей в сложных системах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON2

    формировать научное познание у магистрантов в области технической физики; разрабатывать учебно-методические комплексы профильных дисциплин для преподавания с учетом современных требований педагогики высшей школы, педагогических основ проведения инновационного образовательного процесса и психологии управления.

  • Код ON5

    разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов и оборудования с привлечением инновационных технологий на основе оценки экономической эффективности технологических процессов и их экологической безопасности.

  • Код ON7

    моделировать производственные процессы и выполнять инженерные и технико-экономические расчеты для оптимизации параметров объектов и процессов с использованием пакетов прикладных программ ANSYS Maxwell, COMSOL Multiphysics; определять тепловые нагрузки на элементы технологических процессов.

  • Код ON11

    осуществлять контроль по наладке, настройке и опытной проверке технических приборов, систем и комплексов с выбором систем, обеспечивающих требуемую точность измерений; применять методы диагностики и мониторинга энерготехнических процессов для расчета и составления прогноза надежности технологических установок.

  • Код ON8

    использовать модели Фойхта и Максвелла для расчета характеристик вязкоупругих материалов с помощью инструментальных и программных средств MATLAB при описании процессов тепломассопереноса в сложных инженерных объектах; создавать технологии утилизации отходов и системы обеспечения экологической безопасности производства.

  • Код ON10

    проводить экспертизу технической документации, формировать заявку для научно-исследовательских проектов с составлением календарных планов, технических спецификаций и отчетов на казахском, русском и английском языках.

  • Код ON6

    проводить оценку состояния научно-технической проблемы, постановки цели и задач с целью совершенствования и повышения эффективности технологических процессов в области инженерной физики с использованием инструментов риск-анализа инновационной деятельности.

  • Код ON9

    проводить энергосберегающие мероприятия и методы оценки экономии энергетических ресурсов при производстве, распределении и потреблении электрической и тепловой энергии; реконструировать и модернизировать источники энергии при формировании основных стратегических направлений в энергетической отрасли.

  • Код ON1

    проводить анализ научно-технической информации с использованием отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования и информационных технологий для поиска, обработки, передачи новой информации и проведения различных типов занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения.

  • Код ON3

    применять физико-математические методы, методы компьютерного 3D-моделирования для создания инновационных проектов по развитию, внедрению и коммерциализации новых технологий и методы искусственного интеллекта для решения профессиональных задач в области технической и прикладной физики.

  • Код ON4

    интерпретировать и обобщать результаты научных исследований, готовить отчеты, презентации и научные публикации с представлением практических рекомендаций по внедрению полученных результатов в производство.

  • Код ON12

    управлять работой творческого коллектива при разработке инновационного проекта для достижения поставленной научной цели, критически оценивая экономические затраты, качество и результативность труда коллектива в производственной деятельности; проявлять креативность при решениях различных ситуаций и принимать ответственность за эти решения.

Top