6B02113 Инструментальное исполнительство: Струнные в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Формирование профессиональной компетенции в педагогической и исполнительской деятельности; подготовка высококвалифицированных исполнителей концертно-творческих учреждений и преподавателей средних музыкальных учебных заведений.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
-
Оркестровый ансамбль I
Кредитов: 3Основные принципы игры на инструменте в составе оркестра. Роль правильной посадки и постановки рук в освоении игры на инструменте. Знакомство с разными видами штрихов. Первый шаг в изучении инструментов - упражнения, гаммы, этюды на открытой струне. Упражнения для правильного формирования постановки рук на инструменте. Чтение нот. Обучение музыкальной грамотности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Основы предпринимательства
Кредитов: 5Студенты осваивают теоретические знания и практические навыки предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Студенты приобретают знания и навыки в вопросах выбора сферы и организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, овладевают функциями и основными принципами ведения предпринимательской деятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Экология и устойчивое развитие
Кредитов: 5Дисциплина «Экология и устойчивое развитие» ставит целью формирование экологического мировоззрения, получения глубоких системных знаний и представлений об основах устойчивого развития общества и природы, теоретических и практических знаний по современным подходам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Основы антикоррупционной культуры
Кредитов: 5Главной целью изучения данного курса является овладение студентами комплексом общетеоретических знаний, необходимых для общего и профессионального образования, а также формирование системы знаний по противодействию коррупции и выработка на этой основе гражданской позиции к этому явлению.Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам и так же выявлять и при необходимости корректировать отношение обучающихся к проблемам коррупции.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Струнный ансамбль I
Кредитов: 2Ансамбль как феномен совместного существования и функционирования природных, социальных и художественных явлений, характеризующегося согласованностью элементов между собой, гармоничной соподчиненностью их целому. Виды ансамбля по сфере и способу функционирования, по количеству и качеству составляющих элементов, по типу внутри ансамблевого взаимодействия. Аспекты понятия «ансамбль» – количественный (число участников), качественный (уровень совместного исполнения), жанровый (отличие ансамбля от оркестра, оперный ансамбль), исторический (специфика ансамбля различных эпох) и др.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Специальность I
Кредитов: 2Цель обучения в специальном классе скрипки - воспитание высококвалифицированных музыкантов, подготовленных к самостоятельной деятельности в качестве солистов, ансамблистов, педагогов для средних учебных заведений. Задача специального класса - всестороннее и гармоничное развитие способностей студента и наиболее полное раскрытие его индивидуальности. Сдача по плану технического зачета, техминимум – гамма, 2 этюда.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Кредитов: 5Студенты осваивают основные составляющие здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий, используют знания в жизненных ситуациях. Работая в группах, студенты овладеют приемами оказания первой помощи, понимают важность профилактических мер для безопасности жизнедеятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Основы права
Кредитов: 5Целями изучения учебного курса «Основы права» является овладение студентами знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, приобретение навыков работы с законодательством, понимание главенства закона в государстве, развития умения ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повышения уровня правовой культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Струнный ансамбль
Кредитов: 2Освоение и применение на практике основных принципов игры в струнном ансамбле (синхронность исполнения, общее дыхание и др.). Расширение слухового внимания и его направленность на звучание отдельно каждой партии и партитуры в целом, овладение навыками ритмической организации, обогащение собственного исполнительского арсенала.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Оркестровый класс I
Кредитов: 3Ознакомление с принципами посадки оркестра, расположением групп относительно дирижера, вариантами изменения посадки. Формирование основных навыков ансамблевого музицирования: взаимной координации, ритмической согласованности, точное соблюдение пауз, динамического равновесия. Освоение необходимого для оркестранта навыка воспроизводить незнакомый нотный текст без ошибок в заданном дирижером темпе. Знакомство с основами дирижерских жестов, получение навыка реакции на изменение жеста.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Религиоведение
Кредитов: 5Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Направлено на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Сольфеджио I
Кредитов: 3Знание элементарной теории музыки. Слуховой анализ, интонирование высоких и низких звуков, освоение метрических и структурных особенностей музыкального развития, музыкальный язык, средства музыкальной выразительности, запись музыкального диктанта, ритмического диктанта, мелодического диктанта, устного диктанта. Пение одноголосия и двухголосия. Определение на слух различных музыкальных звуков, интервалов, аккордов, умение их анализировать.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Предпринимательское право
Кредитов: 5Рассматриваются совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения в республике. Виды и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Правовое положение хозяйственного товарищества и акционерного общества. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Правовое регулирование понятия несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Предпринимательское право характеризуется применением двух методов регулирования отношений в равной степени: диспозитивного метода правового регулирования (основанного на равенстве сторон) и императивного метода правового регулирования (основанного на власти и подчинении). Так, при реализации норм, устанавливающих обязательные требования по лицензированию того или иного вида деятельности, будут применяться директивные предписания лицензирующего органа.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Идея Мәңгілік Ел и духовная модернизация
Кредитов: 5Изучение содержание идеи «Мәңгілік ел», ее ценностного характера, значимость в условиях внешних вызовов и угроз, роли духовных и социальных ориентиров в модернизации страны, содержания Стратегии «Казахстан - 2050», ее экономические, политические и социальные ориентиры развития казахстанского общества направлено на формирование у студентов ценностных ориентиров в динамичном мире, казахстанского патриотизма.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Теория музыки
Кредитов: 3Развитие умений и навыков, позволяющих использовать музыкально-теоретическое образование в целях обагощения своего музыкального восприятия и собственной исполнительской практики. Освещение общих законов строения и функционирования музыкальной системы и отдельных ее составляющих, историко-теоретическое изучение и практическое освоение ряда основных музыкально-теоретических понятий и явлений.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Сольфеджио II
Кредитов: 3Развитие навыка исполнения произведений современных композиторов, отличающимися сложными компонентами полифонического письма, совершенствование навыка исполнения музыки композиторов-классиков. Обучение активному использованию музыкального слуха и музыкально-теоретических знаний, умений и навыков в исполнительской деятельности. Развитие навыка анализа и интерпретации хоровых произведений. Приобретение навыка исполнения произведений современных композиторов, отличающимися сложными компонентами хорового письма, навыка исполнения музыки композиторов-классиков. Активное использование музыкального слуха и музыкально-теоретических знаний, умения и навыки в исполнительской деятельности хорового коллектива.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Специальность II
Кредитов: 2Овладение различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение и смена позиций, работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, флажолетами и пиццикато. Точность прочтения музыкального текста, чистота и выразительность интонации, ритмическая четкость, разнообразие вибраций, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Оркестровый ансамбль II
Кредитов: 3Использование различных приемов и методов для развития пальцев рук при игре на инструментах в составе оркестра. Работа над особенностями звукоизвлечения на различных частях инструмента. Разбор и игра произведения по частям. Работа над качеством звука и соблюдение динамических оттенков для передачи характера произведения. Правильное использование позиций звукоизвлечения инструмента.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Струнный ансамбль II
Кредитов: 2Основные функциональные аспекты практической реализации категории гармонии в ансамбле. Акустическая гармония (согласованность звучания инструментов и голосов ансамбля). Коммуникативная гармония (психологическая согласованность действий между партнерами). Функционально-иерархическая гармония (согласованность и упорядоченность ролевых функций ансамблевых партий, соразмерность ��нсамблевого равноправия и соподчиненность). Темброво-регистровая гармония (баланс звучания). Исполнительско-технологическая гармония (согласованность практических вопросов исполнения). Художественная гармония (согласованность творческой интерпретации).
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Оркестровый класс II
Кредитов: 3Разучивание партии, отработка трудностей, пассажей, обучение и (или) проверка выбора штрихов, аппликатуры. Обучение коллективному исполнению партии внутри одной группы инструментов. Отработка навыка игры в унисоне, навыка сопоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в ансамбле. Обучение коллективному исполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Основной музыкальный инструмент I
Кредитов: 3Теоретическое и практическое освоение материала по дисциплине «Основной музыкальный инструмент» (скрипка). Изучение теоретического материала по указанным источникам, работа с профессиональной и научно-популярной литературой. Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей программных произведений в различных исполнениях. Составление конспектов по учебно-теоретическому материалу. Посещение концертов инструментальной музыки, а также ��астер-классов, музыкальных спектаклей, и т.д., для расширения профессионального кругозора и формировании правильных музыкально-эстетических взглядов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Струнный ансамбль III
Кредитов: 2Освоение и применение на практике основных принципов игры в струнном ансамбле (синхронность исполнения, общее дыхание и др.). Расширение слухового внимания и его направленность на звучание отдельно каждой партии и партитуры в целом, овладение навыками ритмической организации, обогащение собственного исполнительского арсенала.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Сольфеджио III
Кредитов: 3Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, зание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Специальность III
Кредитов: 1Воспитание квалифицированных исполнителей, способных в сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста; формирование комплекса исполнительских навыков, накопление репертуара, овладение музыкальными произведениями различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Оркестровый класс III
Кредитов: 3Понятия: ансамблевая игра, унисон (интонационный, ритмический, динамический), основные дирижерские жесты. Развитие ритмического, мелодического, гармонического слуха и музыкальной памяти. Навыки игры штрихов: staccato, legato, pizzicato. Изучение различных ритмических вариантов. Работа над качеством звука и интонацией. Динамические упражнения: crescendo, dimiinuendo и различные сочетания.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Оркестровый ансамбль III
Кредитов: 3Освоение методов звукоизвлечения оркестровых инструментов. Умение работать с малыми и крупными произведениями. Развитие у студентов способности самостоятельной игры. Отличительные особенности исполнительства в составе оркестра, ансамбля. Изучение истории развития традиционных исполнительских искусств. Умение анализировать, сопоставлять стиль и принципы выступления известных исполнителей-музыкантов, используя их исполнение как образец.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Гармония I
Кредитов: 5Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
История исполнительского искусства
Кредитов: 3Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Специальный инструмент I
Кредитов: 3Практическое обучение игры на инструменте, а также формирование у студентов широкого музыкального кругозора в процессе ознакомления с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки прошлых музыкально-исторических эпох, произведениями современных композиторов, развитие навыков самостоятельной работы над художественным произведением и учебно-вспомогательным материалом.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Специальный инструмент II
Кредитов: 3Совершенствование навыка первоначального прочтения и охвата произведения в целом; умение анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специальности и музыкально-теоретических дисциплин; знание музыкальной литературы для избранного инструмента; привитие профессионального интереса к научно-исследовательской литературе по истории и теории исполнительства; изучение исполнительский опыта, рекомендации и советы крупнейших музыкантов; умение проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Оркестровый ансамбль IV
Кредитов: 3На инструментах оркестра «вибрато» - это метод вибрации звука, удерживая струну левым пальцем. Введение в типы "вибрато". Первые упражнения на вибрато - с использованием интервала квинта, дальнейшая работа исполнения вибрато в других интервалах. Использование практики "без штрихов" на начальной стадии исполнения вибрато. Особенности работы при выборе репертуара оркестра.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Традиционная музыкальная культура казахов
Кредитов: 3Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Изучение оркестровых трудностей
Кредитов: 3Использование в оркестровом исполнительстве многообразных возможностей инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. Изучение партий духовой, симфонической и оперной музыки; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива; ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
История музыки
Кредитов: 3Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Изучение оркестровых партий
Кредитов: 3Умение самостоятельно изучать оркестровые партии произведений композиторов Казахстана и зарубежных классиков; партий духовой, симфонической и оперной музыки, ориентируя их на работу в профессиональных оркестрах. Высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива; ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Гармония II
Кредитов: 3Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основной музыкальный инструмент II
Кредитов: 3Овладение средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, выразительностью и содержательностью исполнения; самостоятельная работа над музыкальным произведением, овладение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности; накопление исполнительского опыта, развитие навыков сценического самоконтроля и стабильности исполнения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Специальность IV
Кредитов: 1Формирование навыков использования технических приемов, воспитание слухового контроля, умение управлять процессом исполнения; развитие навыков и воспитание культуры звукоизвлечения, звуковедения и фразировки; развитие механизмов музыкальной памяти; активизация слуховых процессов – развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; развитие полифонического мышления; овладение студентом различными видами техники исполнит��льства, многообразными штриховыми приемами.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Оркестровый класс IV
Кредитов: 3Исполнение произведений в унисон. Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента, умение красиво, свободно играть на сцене, вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Применение различных видов штрихов в соответствии с художественным замыслом исполняемых произведений. Работа над интонацией и качеством звука. Работа над единым чувством ритма и синхронностью звукоизвлечения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Оркестровый класс V
Кредитов: 3Совершенствование исполнительских навыков и применение их в произведениях различных стилей, форм и направлений. Закрепление навыков чтения с листа, самостоятельного разбора новых произведений. Отработка навыка игры в унисоне, навыка опоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в оркестре. Обучение коллективному сполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
История музыкальной педагогики
Кредитов: 5Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Основы концертной адаптации
Кредитов: 5Создание собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров. Подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, и многообразии музыкальной литературы. Переложение музыкальных произведений для своего инструмента. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Музыкальная форма I
Кредитов: 3Методология анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации национальных школ, исполнительских стилей. Закономерности развития музыкального мышления и формообразования исторически сложившихся музыкальных форм-композиций и путей их видоизменения; умения анализировать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и художественной формы.Овладение различными методами анализа, знание исторически-аутентичных и современных подходов к музыкальному произведению, выработка практических навыков анализа музыкальных произведений различных эпох.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Специальный инструмент III
Кредитов: 3Развитие полифонического мышления, овладение студентом различными видами техники исполнительства, многообразными штриховыми приемами, выполнение анализа исполняемых произведений, сравнительный анализ записей исполнения музыкальных произведений, воспитание творческой инициативы, формирование ясных представлений о методике разучивания произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
История казахской музыки
Кредитов: 5Исторические истоки национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана, анализ произведений, профессиональное искусство устной традиции.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Психология исполнительства
Кредитов: 5Психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением. Исполнительская техника и ее структура, артистизм. Музыкальное мышление и воображение. Особенности проблем психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Народное музыкальное творчество казахского народа
Кредитов: 5Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Кредитов: 3Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Основной музыкальный инструмент III
Кредитов: 3Формирование музыкально–исполнительского аппарата студента. Специфика обучения на струнных инструментах. Достижение физической свободы игрового аппарата учащегося и отсутствия мышечных «зажатий» в постановке; воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, навыки правильного распределения смычка, смены смычка и струн на смычковых струнных инструментах, максимально полное освоение штриховой техники.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Музыкальная педагогика и психология
Кредитов: 5Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Оркестровый ансамбль V
Кредитов: 3Освоение метода звукоизвлечения "легато" - метода непрерывного исполнения нескольких нот на одном смычке. Знакомство с разновидностями "легато". Особенности и правильное расположение пальцев левой руки и плавное ведение смычка вверх или вниз. Выполнение упражнений в среднем регистре как способ эффективного овладения методом "легато". Знакомство с репертуаром оркестра.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Специальность V
Кредитов: 3Принципы подбора учебного репертуара студента в процессе его четырёхлетнего обучения; использование в программе различных стилей, школ, направлений. Включение в индивидуальный план произведений русской и зарубежной классики, современных отечественных и зарубежных композиторов; отбор произведения крупной формы с практическим освоением важнейших музыкальных стилей – венский классицизм, романтизм, музыку XX века.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Анализ музыкальных произведений I
Кредитов: 3Умение анализировать музыкальные произведения. Наряду с приобретением теоретических и практических навыков, интерпретация содержания, формы, жанра, стилистических особенностей музыкального произведения. Приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм – композиций.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Специальность VI
Кредитов: 1Расширение, обогащение репертуара с постепенным усложнением и обновлением. Формирование знаний и навыков свободного ориентирования в жанровом и стилевом многообразии музыкальной литературы, с учетом индивидуальных особенностей студента, характера и степени его одаренности и профессиональной подготовки. Развитие инициативы, умения самостоятельно мыслить и творчески работать над музыкальным произведением.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
История зарубежной музыки
Кредитов: 6Исторический процесс развития зарубежной музыки в ее связи с мировой культурой и ее национальными формами; анализ исторических типов музыкальной культуры на материале музыкальных произведений с использованием достижений гуманитарных наук и смежных видов искусств; формирование навыков работы с научно-методической и научно-исследовательской литературой, отбора и систематизации фактов и событий музыкального искусства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Струнный квартет
Кредитов: 5Особенности классической структуры квартета, принципов развития, классических темповых и штриховых закономерностей. Работа над агогикой, разнообразием характеров штрихов и особенностями интонирования в каждом индивидуальном композиторском стиле, деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), знакомство с методической литературой.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Чтение с листа
Кредитов: 3Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного содержания, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Полифония
Кредитов: 3Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Чтение клавиров
Кредитов: 3Развитие игрового аппарата и приобретение необходимых навыков игры на инструменте. Овладение навыком профессионального разбора музыкально-теоретического материала изучаемых произведений, чтение с листа, умение упрощать фактуру в сложных симфонических произведениях, не в ущерб главному тематическому материалу; использование инструмента для теоретического анализа музыкальных произведений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Анализ музыкальных произведений II
Кредитов: 5Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитие художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки6 умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Оркестровый класс VI
Кредитов: 3Воспитание у студентов умения слышать игру в целом и свою партию в общем звучании. Достижение ансамблевой гибкости - полной согласованности своих действий с другими участниками оркестра. Умение быстро переключаться с одной оркестровой функции на другую. Совершенствование исполнительских навыков и применение их в произведениях различных стилей, форм и направлений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Музыкальная форма II
Кредитов: 5История и теория музыкальных форм от средневековья до современности. Период, простые формы. Сложные формы. Формы вокальной камерной музыки. Контрастно-составные и концентрические формы. Рондо и вариационные формы. Сонатная форма, ее разновидности. Циклические формы. Полифонические формы. Свободные и смешанные формы. Изучение принципов музыкального формообразования, диалектики развития авторских стилей, изучение основных категорий музыкальной композиции в их историческом становлении.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Оркестровый ансамбль VI
Кредитов: 3Особенности исполнения произведений репертуара оркестра «токпе» и «шертпе». Особенности размещения пальцев левой руки. Правильное расположение лучезапястного сустава, правого локтя во время исполнения видов штрихов. Разновидность и особенности штрихов, украшение звуков различных исполнительских школ. Отличительные особенности методов звукоизвлечения в разных регистрах каждого инструмента ансамбля. Методы работы с силой звука.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
История мировой музыки
Кредитов: 6Цель: изучить мировую музыкальную культуру в процессе развития. Данная дисциплина проходит в лекционной форме, при наличии музыкальной фонотеки, прослушиватся музыкальные фрагменты либо краткие образцы музыкальных фрагментов. Лекционные занятия включают в себя изучение биографий и творчества композиторов по эпохам (классицизм, романтизм, иппрессионизм), прослушивание музыкальных произведений, их анализ.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Оркестровый класс VII
Кредитов: 3Знания об инструментах оркестра казахских народных инструментов и оркестровых коллективах. Понимать форму музыкального произведения. Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя оркестра. Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих партий сводного состава оркестра. Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Квартет класс
Кредитов: 3Овладение специальными приемами и навыками ансамблевой игры в составе квартета, развитие высокохудожественного исполнительского мастерства каждого из участников квартета, глубокое понимание и воспитание художественного вкуса и исполнительской культуры, связанной с особенностями эпох, стилей, жанров и творческой индивидуальностью композитора.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Диапазон регистра струнных инструментов
Кредитов: 3Звуковой объем, акустика, состав и общая характеристика струнных инструментов. Высота, тембр и динамика музыкальных звуков. Устройство, строй, общий и оркестровый диапазоны, способы и приемы звукоизвлечения, штриховые обозначения, регистры и их соотношение, технические и динамические возможности. Роль и функция струнных инструментов в оркестре.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Фортепиано
Кредитов: 3Формирование посредством фортепианной игры профессиональной культуры; развитие пианизма; владение навыками концертмейстера, ансамблиста; умение читать с листа, транспонировать, исполнять на рояле партитуры; формирование концертно-просветительской и психологической готовности к осуществлению музыкально-культурной миссии в обществе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Дополнительный музыкальный инструмент
Кредитов: 3Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Исполнительская культура
Кредитов: 6Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, теоретические основы исполнительского мастерства, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интепретации различных произведений, необходимых для эффективной организации творческой работы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Концертное исполнение камерной музыки I
Кредитов: 3Пути реализации единого идейно-художественного исполнительского замысла в ансамбле. Исторически сложившиеся типы камерных ансамблей: однородные инструменты и в сочетании с фортепиано. Знание обширного репертуара, включающего сочинения для камерных ансамблей, произведения разных эпох, жанров и стилей; Творческое переживание и сопереживание. Выразительные возможности каждой партии. Соотношение индивидуального и общего в ансамблевом исполнительст��е. Способы звукоизвлечения на фортепиано и фортепианной педали. Динамика и баланс в ансамбле.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальная педагогическая подготовка
Кредитов: 3Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Камерный ансамбль
Кредитов: 6Изучение и исполнение сочинений разных стилей для различных составов. История развития камерного жанра, методика работы с ансамблями, изучение произведений различных музыкально-исторических эпох, включая сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Методы достижения единого характера звукоизвлечения в камерном ансамбле.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальность VII
Кредитов: 3Повышение уровня исполнительской культуры студента путем обязательных выступлений на открытых академических концертах, зачётах, экзаменах. Основные критерии оценки глубины проникновения в содержание, форму и стиль произведения, мастерство и артистичность. Участие в открытых исполнительских конкурсах как часть профессиональной подготовки студентов.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Педагогические основы инструментального исполнительства
Кредитов: 3Инструментально-исполнительская деятельность в структуре профессиональной подготовки, основные характеристики педагогической технологии подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству; перспективные методы музыкального воспитания, формирование осознанной мотивации к продолжению и повышению уровня профессионального обучения, систематическому совершенствования содержания и методов преподавания.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Исполнительская культура камерной музыки I
Кредитов: 3Развитие камерно-ансамблевой музыки на примере ведущих художественных направлений современности. Камерно-инструментальный ансамбль и его жанровая специфика. Внимание к деталям, звуковым и тембровым нюансам. Принципы барочной ансамблевой традиции, как ее игровой характер, групповое концертирование солирующих инструментов в ансамбле, образная и ролевая индивидуальность ансамблевых партий (голосов), опир��ющаяся на полифонический тип мышления. Программа: Бах И.С «Соната № 1 си минор — Бах И.С «соната №2 ля мажор», Корелли А. «Избранные сонаты для двух скрипок и фортепиано».
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Оркестровый ансамбль VII
Кредитов: 3Совершенствование навыков выступления учащихся посредством исполнения классических произведений в классе оркестра. Знакомство с культурой других народов посредством исполнения музыкальных произведений. Знакомство с мировой классикой. Выбор и исполнение классических произведений с учетом возможностей объема звука инструментов оркестра.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Мастерство концертного исполнительства
Кредитов: 6Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Концертное исполнение камерной музыки II
Кредитов: 3Практическое освоение и подготовка к концертному исполнению камерно-ансамблевых сочинений разных стилей и музыкально-исторических эпох, для различных составов; овладение репетиционной работой в ансамбле и концертного исполнительства. Изучение концертно-камерных программ, исполнительской интерпретации различных музыкальных форм, слышание звуковой палитры инструментов в ансамблевом звучании, богатство штрихового разнообразия. Совершенствование навыков сценического исполнения. Прео��оление концертного волнения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Основы научного исследования
Кредитов: 3Освоение дополнительного научно-теоретического материала и накопленного практического опыта по собственной исполнительской деятельности, развитие научного мышления студентов развитие научного мышления студентов,знание правил написания научно-исследовательской работы, курсовой работы, дипломной работы, диссертационной работы, умение работать с научным материалом.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Исполнительская культура камерной музыки II
Кредитов: 3Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, исполнительское мастерство, техника исполнения камерной музыки, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интепретации различных произведений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Специальность VIII
Кредитов: 3Индивидуальное занятие в аудитории как основная форма учебной работы, включающая в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и студента над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы студента. Выбор формы занятия с учетом индивидуальности и характером студента. Словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. Применение различных подходов к студентам, исходя из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки. Важнейшие педагогические принципы изучения музыкального материала.
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Организация исследовательской работы
Кредитов: 3Формирование компетентности в области реализации современных технологий по организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, анализ результатов научных исследований, применение их при решении конкретных научно-исследовательских задач, способы и методы работы и ориентации в методической, научно-популярной и профессиональной литературе и источних информации.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Код ON1
Применять на практике основы и принципы академической честности,теоретические знания по базовым и профилирующим дисциплинам в творческой, научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
-
Код ON2
Решать стандартные задачи сбора, хранения, обработки и представления информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
-
Код ON3
Применять различные коммуникативно-языковые структуры для устного и письменного общения на государственном, русском и иностранном языках в профессиональных и творческих ситуациях, при чтении и переводе специальной литературы.
-
Код ON4
Применять методы физического воспитания и укрепления здоровья, а также правила защиты от возможных негативных внешних воздействий, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
-
Код ON5
Осуществлять на высоком художественном уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром), будучи мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара.
-
Код ON6
Анализировать стилевые особенности региональных песенных и инструментальных школ, индивидуально-стилевые черты композиторов, а также закономерности музыкальной речи и различных музыкально-теоретических явлений, понятий.
-
Код ON7
Определять технические возможности и выразительные особенности оркестровых инструментов, виды и типы оркестров, оркестровые фактуры, тембровые драматургии.
-
Код ON8
Аргументированно выражать личную позицию в отношении музыкального искусства, культуры, и педагогики, самостоятельно осваивая новые методы научного исследования
-
Код ON9
Организовывать учебный процесс, используя разнообразные педагогические методы в области музыкального образования с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.