Действующая образовательная программа

6B02113 Инструментальное исполнительство: Струнные в ЗКГУ им. М. Утемисова

  • Оркестровый ансамбль I
    Кредитов: 3

    Основные принципы игры на инструменте в составе оркестра. Роль правильной посадки и постановки рук в освоении игры на инструменте. Знакомство с разными видами штрихов. Первый шаг в изучении инструментов - упражнения, гаммы, этюды на открытой струне. Упражнения для правильного формирования постановки рук на инструменте. Чтение нот. Обучение музыкальной грамотности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы предпринимательства
    Кредитов: 5

    Студенты осваивают теоретические знания и практические навыки предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Студенты приобретают знания и навыки в вопросах выбора сферы и организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, овладевают функциями и основными принципами ведения предпринимательской деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и устойчивое развитие
    Кредитов: 5

    Дисциплина «Экология и устойчивое развитие» ставит целью формирование экологического мировоззрения, получения глубоких системных знаний и представлений об основах устойчивого развития общества и природы, теоретических и практических знаний по современным подходам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы антикоррупционной культуры
    Кредитов: 5

    Главной целью изучения данного курса является овладение студентами комплексом общетеоретических знаний, необходимых для общего и профессионального образования, а также формирование системы знаний по противодействию коррупции и выработка на этой основе гражданской позиции к этому явлению.Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам и так же выявлять и при необходимости корректировать отношение обучающихся к проблемам коррупции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Струнный ансамбль I
    Кредитов: 2

    Ансамбль как феномен совместного существования и функционирования природных, социальных и художественных явлений, характеризующегося согласованностью элементов между собой, гармоничной соподчиненностью их целому. Виды ансамбля по сфере и способу функционирования, по количеству и качеству составляющих элементов, по типу внутри ансамблевого взаимодействия. Аспекты понятия «ансамбль» – количественный (число участников), качественный (уровень совместного исполнения), жанровый (отличие ансамбля от оркестра, оперный ансамбль), исторический (специфика ансамбля различных эпох) и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Специальность I
    Кредитов: 2

    Цель обучения в специальном классе скрипки - воспитание высококвалифицированных музыкантов, подготовленных к самостоятельной деятельности в качестве солистов, ансамблистов, педагогов для средних учебных заведений. Задача специального класса - всестороннее и гармоничное развитие способностей студента и наиболее полное раскрытие его индивидуальности. Сдача по плану технического зачета, техминимум – гамма, 2 этюда.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы безопасности жизнедеятельности
    Кредитов: 5

    Студенты осваивают основные составляющие здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий, используют знания в жизненных ситуациях. Работая в группах, студенты овладеют приемами оказания первой помощи, понимают важность профилактических мер для безопасности жизнедеятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы права
    Кредитов: 5

    Целями изучения учебного курса «Основы права» является овладение студентами знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, приобретение навыков работы с законодательством, понимание главенства закона в государстве, развития умения ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повышения уровня правовой культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Струнный ансамбль
    Кредитов: 2

    Освоение и применение на практике основных принципов игры в струнном ансамбле (синхронность исполнения, общее дыхание и др.). Расширение слухового внимания и его направленность на звучание отдельно каждой партии и партитуры в целом, овладение навыками ритмической организации, обогащение собственного исполнительского арсенала.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Оркестровый класс I
    Кредитов: 3

    Ознакомление с принципами посадки оркестра, расположением групп относительно дирижера, вариантами изменения посадки. Формирование основных навыков ансамблевого музицирования: взаимной координации, ритмической согласованности, точное соблюдение пауз, динамического равновесия. Освоение необходимого для оркестранта навыка воспроизводить незнакомый нотный текст без ошибок в заданном дирижером темпе. Знакомство с основами дирижерских жестов, получение навыка реакции на изменение жеста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Религиоведение
    Кредитов: 5

    Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Направлено на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Сольфеджио I
    Кредитов: 3

    Знание элементарной теории музыки. Слуховой анализ, интонирование высоких и низких звуков, освоение метрических и структурных особенностей музыкального развития, музыкальный язык, средства музыкальной выразительности, запись музыкального диктанта, ритмического диктанта, мелодического диктанта, устного диктанта. Пение одноголосия и двухголосия. Определение на слух различных музыкальных звуков, интервалов, аккордов, умение их анализировать.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательское право
    Кредитов: 5

    Рассматриваются совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения в республике. Виды и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Правовое положение хозяйственного товарищества и акционерного общества. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Правовое регулирование понятия несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Предпринимательское право характеризуется применением двух методов регулирования отношений в равной степени: диспозитивного метода правового регулирования (основанного на равенстве сторон) и императивного метода правового регулирования (основанного на власти и подчинении). Так, при реализации норм, устанавливающих обязательные требования по лицензированию того или иного вида деятельности, будут применяться директивные предписания лицензирующего органа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Идея Мәңгілік Ел и духовная модернизация
    Кредитов: 5

    Изучение содержание идеи «Мәңгілік ел», ее ценностного характера, значимость в условиях внешних вызовов и угроз, роли духовных и социальных ориентиров в модернизации страны, содержания Стратегии «Казахстан - 2050», ее экономические, политические и социальные ориентиры развития казахстанского общества направлено на формирование у студентов ценностных ориентиров в динамичном мире, казахстанского патриотизма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория музыки
    Кредитов: 3

    Развитие умений и навыков, позволяющих использовать музыкально-теоретическое образование в целях обагощения своего музыкального восприятия и собственной исполнительской практики. Освещение общих законов строения и функционирования музыкальной системы и отдельных ее составляющих, историко-теоретическое изучение и практическое освоение ряда основных музыкально-теоретических понятий и явлений.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Сольфеджио II
    Кредитов: 3

    Развитие навыка исполнения произведений современных композиторов, отличающимися сложными компонентами полифонического письма, совершенствование навыка исполнения музыки композиторов-классиков. Обучение активному использованию музыкального слуха и музыкально-теоретических знаний, умений и навыков в исполнительской деятельности. Развитие навыка анализа и интерпретации хоровых произведений. Приобретение навыка исполнения произведений современных композиторов, отличающимися сложными компонентами хорового письма, навыка исполнения музыки композиторов-классиков. Активное использование музыкального слуха и музыкально-теоретических знаний, умения и навыки в исполнительской деятельности хорового коллектива.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Специальность II
    Кредитов: 2

    Овладение различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение и смена позиций, работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, флажолетами и пиццикато. Точность прочтения музыкального текста, чистота и выразительность интонации, ритмическая четкость, разнообразие вибраций, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Оркестровый ансамбль II
    Кредитов: 3

    Использование различных приемов и методов для развития пальцев рук при игре на инструментах в составе оркестра. Работа над особенностями звукоизвлечения на различных частях инструмента. Разбор и игра произведения по частям. Работа над качеством звука и соблюдение динамических оттенков для передачи характера произведения. Правильное использование позиций звукоизвлечения инструмента.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Струнный ансамбль II
    Кредитов: 2

    Основные функциональные аспекты практической реализации категории гармонии в ансамбле. Акустическая гармония (согласованность звучания инструментов и голосов ансамбля). Коммуникативная гармония (психологическая согласованность действий между партнерами). Функционально-иерархическая гармония (согласованность и упорядоченность ролевых функций ансамблевых партий, соразмерность ��нсамблевого равноправия и соподчиненность). Темброво-регистровая гармония (баланс звучания). Исполнительско-технологическая гармония (согласованность практических вопросов исполнения). Художественная гармония (согласованность творческой интерпретации).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Оркестровый класс II
    Кредитов: 3

    Разучивание партии, отработка трудностей, пассажей, обучение и (или) проверка выбора штрихов, аппликатуры. Обучение коллективному исполнению партии внутри одной группы инструментов. Отработка навыка игры в унисоне, навыка сопоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в ансамбле. Обучение коллективному исполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Основной музыкальный инструмент I
    Кредитов: 3

    Теоретическое и практическое освоение материала по дисциплине «Основной музыкальный инструмент» (скрипка). Изучение теоретического материала по указанным источникам, работа с профессиональной и научно-популярной литературой. Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей программных произведений в различных исполнениях. Составление конспектов по учебно-теоретическому материалу. Посещение концертов инструментальной музыки, а также ��астер-классов, музыкальных спектаклей, и т.д., для расширения профессионального кругозора и формировании правильных музыкально-эстетических взглядов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Струнный ансамбль III
    Кредитов: 2

    Освоение и применение на практике основных принципов игры в струнном ансамбле (синхронность исполнения, общее дыхание и др.). Расширение слухового внимания и его направленность на звучание отдельно каждой партии и партитуры в целом, овладение навыками ритмической организации, обогащение собственного исполнительского арсенала.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Сольфеджио III
    Кредитов: 3

    Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, зание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Специальность III
    Кредитов: 1

    Воспитание квалифицированных исполнителей, способных в сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста; формирование комплекса исполнительских навыков, накопление репертуара, овладение музыкальными произведениями различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Оркестровый класс III
    Кредитов: 3

    Понятия: ансамблевая игра, унисон (интонационный, ритмический, динамический), основные дирижерские жесты. Развитие ритмического, мелодического, гармонического слуха и музыкальной памяти. Навыки игры штрихов: staccato, legato, pizzicato. Изучение различных ритмических вариантов. Работа над качеством звука и интонацией. Динамические упражнения: crescendo, dimiinuendo и различные сочетания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Оркестровый ансамбль III
    Кредитов: 3

    Освоение методов звукоизвлечения оркестровых инструментов. Умение работать с малыми и крупными произведениями. Развитие у студентов способности самостоятельной игры. Отличительные особенности исполнительства в составе оркестра, ансамбля. Изучение истории развития традиционных исполнительских искусств. Умение анализировать, сопоставлять стиль и принципы выступления известных исполнителей-музыкантов, используя их исполнение как образец.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Гармония I
    Кредитов: 5

    Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • История исполнительского искусства
    Кредитов: 3

    Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Специальный инструмент I
    Кредитов: 3

    Практическое обучение игры на инструменте, а также формирование у студентов широкого музыкального кругозора в процессе ознакомления с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки прошлых музыкально-исторических эпох, произведениями современных композиторов, развитие навыков самостоятельной работы над художественным произведением и учебно-вспомогательным материалом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Специальный инструмент II
    Кредитов: 3

    Совершенствование навыка первоначального прочтения и охвата произведения в целом; умение анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специальности и музыкально-теоретических дисциплин; знание музыкальной литературы для избранного инструмента; привитие профессионального интереса к научно-исследовательской литературе по истории и теории исполнительства; изучение исполнительский опыта, рекомендации и советы крупнейших музыкантов; умение проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Оркестровый ансамбль IV
    Кредитов: 3

    На инструментах оркестра «вибрато» - это метод вибрации звука, удерживая струну левым пальцем. Введение в типы "вибрато". Первые упражнения на вибрато - с использованием интервала квинта, дальнейшая работа исполнения вибрато в других интервалах. Использование практики "без штрихов" на начальной стадии исполнения вибрато. Особенности работы при выборе репертуара оркестра.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Традиционная музыкальная культура казахов
    Кредитов: 3

    Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Изучение оркестровых трудностей
    Кредитов: 3

    Использование в оркестровом исполнительстве многообразных возможностей инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. Изучение партий духовой, симфонической и оперной музыки; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива; ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • История музыки
    Кредитов: 3

    Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Изучение оркестровых партий
    Кредитов: 3

    Умение самостоятельно изучать оркестровые партии произведений композиторов Казахстана и зарубежных классиков; партий духовой, симфонической и оперной музыки, ориентируя их на работу в профессиональных оркестрах. Высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива; ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Гармония II
    Кредитов: 3

    Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Основной музыкальный инструмент II
    Кредитов: 3

    Овладение средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, выразительностью и содержательностью исполнения; самостоятельная работа над музыкальным произведением, овладение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности; накопление исполнительского опыта, развитие навыков сценического самоконтроля и стабильности исполнения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Специальность IV
    Кредитов: 1

    Формирование навыков использования технических приемов, воспитание слухового контроля, умение управлять процессом исполнения; развитие навыков и воспитание культуры звукоизвлечения, звуковедения и фразировки; развитие механизмов музыкальной памяти; активизация слуховых процессов – развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; развитие полифонического мышления; овладение студентом различными видами техники исполнит��льства, многообразными штриховыми приемами.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Оркестровый класс IV
    Кредитов: 3

    Исполнение произведений в унисон. Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента, умение красиво, свободно играть на сцене, вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Применение различных видов штрихов в соответствии с художественным замыслом исполняемых произведений. Работа над интонацией и качеством звука. Работа над единым чувством ритма и синхронностью звукоизвлечения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Оркестровый класс V
    Кредитов: 3

    Совершенствование исполнительских навыков и применение их в произведениях различных стилей, форм и направлений. Закрепление навыков чтения с листа, самостоятельного разбора новых произведений. Отработка навыка игры в унисоне, навыка опоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в оркестре. Обучение коллективному сполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • История музыкальной педагогики
    Кредитов: 5

    Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Основы концертной адаптации
    Кредитов: 5

    Создание собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров. Подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, и многообразии музыкальной литературы. Переложение музыкальных произведений для своего инструмента. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Музыкальная форма I
    Кредитов: 3

    Методология анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации национальных школ, исполнительских стилей. Закономерности развития музыкального мышления и формообразования исторически сложившихся музыкальных форм-композиций и путей их видоизменения; умения анализировать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и художественной формы.Овладение различными методами анализа, знание исторически-аутентичных и современных подходов к музыкальному произведению, выработка практических навыков анализа музыкальных произведений различных эпох.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Специальный инструмент III
    Кредитов: 3

    Развитие полифонического мышления, овладение студентом различными видами техники исполнительства, многообразными штриховыми приемами, выполнение анализа исполняемых произведений, сравнительный анализ записей исполнения музыкальных произведений, воспитание творческой инициативы, формирование ясных представлений о методике разучивания произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • История казахской музыки
    Кредитов: 5

    Исторические истоки национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана, анализ произведений, профессиональное искусство устной традиции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Психология исполнительства
    Кредитов: 5

    Психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением. Исполнительская техника и ее структура, артистизм. Музыкальное мышление и воображение. Особенности проблем психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Народное музыкальное творчество казахского народа
    Кредитов: 5

    Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Методика преподавания специальных дисциплин
    Кредитов: 3

    Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Основной музыкальный инструмент III
    Кредитов: 3

    Формирование музыкально–исполнительского аппарата студента. Специфика обучения на струнных инструментах. Достижение физической свободы игрового аппарата учащегося и отсутствия мышечных «зажатий» в постановке; воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, навыки правильного распределения смычка, смены смычка и струн на смычковых струнных инструментах, максимально полное освоение штриховой техники.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Музыкальная педагогика и психология
    Кредитов: 5

    Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Оркестровый ансамбль V
    Кредитов: 3

    Освоение метода звукоизвлечения "легато" - метода непрерывного исполнения нескольких нот на одном смычке. Знакомство с разновидностями "легато". Особенности и правильное расположение пальцев левой руки и плавное ведение смычка вверх или вниз. Выполнение упражнений в среднем регистре как способ эффективного овладения методом "легато". Знакомство с репертуаром оркестра.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Специальность V
    Кредитов: 3

    Принципы подбора учебного репертуара студента в процессе его четырёхлетнего обучения; использование в программе различных стилей, школ, направлений. Включение в индивидуальный план произведений русской и зарубежной классики, современных отечественных и зарубежных композиторов; отбор произведения крупной формы с практическим освоением важнейших музыкальных стилей – венский классицизм, романтизм, музыку XX века.

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Анализ музыкальных произведений I
    Кредитов: 3

    Умение анализировать музыкальные произведения. Наряду с приобретением теоретических и практических навыков, интерпретация содержания, формы, жанра, стилистических особенностей музыкального произведения. Приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм – композиций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Специальность VI
    Кредитов: 1

    Расширение, обогащение репертуара с постепенным усложнением и обновлением. Формирование знаний и навыков свободного ориентирования в жанровом и стилевом многообразии музыкальной литературы, с учетом индивидуальных особенностей студента, характера и степени его одаренности и профессиональной подготовки. Развитие инициативы, умения самостоятельно мыслить и творчески работать над музыкальным произведением.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • История зарубежной музыки
    Кредитов: 6

    Исторический процесс развития зарубежной музыки в ее связи с мировой культурой и ее национальными формами; анализ исторических типов музыкальной культуры на материале музыкальных произведений с использованием достижений гуманитарных наук и смежных видов искусств; формирование навыков работы с научно-методической и научно-исследовательской литературой, отбора и систематизации фактов и событий музыкального искусства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Струнный квартет
    Кредитов: 5

    Особенности классической структуры квартета, принципов развития, классических темповых и штриховых закономерностей. Работа над агогикой, разнообразием характеров штрихов и особенностями интонирования в каждом индивидуальном композиторском стиле, деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), знакомство с методической литературой.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Чтение с листа
    Кредитов: 3

    Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного содержания, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Полифония
    Кредитов: 3

    Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Чтение клавиров
    Кредитов: 3

    Развитие игрового аппарата и приобретение необходимых навыков игры на инструменте. Овладение навыком профессионального разбора музыкально-теоретического материала изучаемых произведений, чтение с листа, умение упрощать фактуру в сложных симфонических произведениях, не в ущерб главному тематическому материалу; использование инструмента для теоретического анализа музыкальных произведений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Анализ музыкальных произведений II
    Кредитов: 5

    Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитие художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки6 умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Оркестровый класс VI
    Кредитов: 3

    Воспитание у студентов умения слышать игру в целом и свою партию в общем звучании. Достижение ансамблевой гибкости - полной согласованности своих действий с другими участниками оркестра. Умение быстро переключаться с одной оркестровой функции на другую. Совершенствование исполнительских навыков и применение их в произведениях различных стилей, форм и направлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Музыкальная форма II
    Кредитов: 5

    История и теория музыкальных форм от средневековья до современности. Период, простые формы. Сложные формы. Формы вокальной камерной музыки. Контрастно-составные и концентрические формы. Рондо и вариационные формы. Сонатная форма, ее разновидности. Циклические формы. Полифонические формы. Свободные и смешанные формы. Изучение принципов музыкального формообразования, диалектики развития авторских стилей, изучение основных категорий музыкальной композиции в их историческом становлении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Оркестровый ансамбль VI
    Кредитов: 3

    Особенности исполнения произведений репертуара оркестра «токпе» и «шертпе». Особенности размещения пальцев левой руки. Правильное расположение лучезапястного сустава, правого локтя во время исполнения видов штрихов. Разновидность и особенности штрихов, украшение звуков различных исполнительских школ. Отличительные особенности методов звукоизвлечения в разных регистрах каждого инструмента ансамбля. Методы работы с силой звука.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • История мировой музыки
    Кредитов: 6

    Цель: изучить мировую музыкальную культуру в процессе развития. Данная дисциплина проходит в лекционной форме, при наличии музыкальной фонотеки, прослушиватся музыкальные фрагменты либо краткие образцы музыкальных фрагментов. Лекционные занятия включают в себя изучение биографий и творчества композиторов по эпохам (классицизм, романтизм, иппрессионизм), прослушивание музыкальных произведений, их анализ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Оркестровый класс VII
    Кредитов: 3

    Знания об инструментах оркестра казахских народных инструментов и оркестровых коллективах. Понимать форму музыкального произведения. Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя оркестра. Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих партий сводного состава оркестра. Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Квартет класс
    Кредитов: 3

    Овладение специальными приемами и навыками ансамблевой игры в составе квартета, развитие высокохудожественного исполнительского мастерства каждого из участников квартета, глубокое понимание и воспитание художественного вкуса и исполнительской культуры, связанной с особенностями эпох, стилей, жанров и творческой индивидуальностью композитора.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Диапазон регистра струнных инструментов
    Кредитов: 3

    Звуковой объем, акустика, состав и общая характеристика струнных инструментов. Высота, тембр и динамика музыкальных звуков. Устройство, строй, общий и оркестровый диапазоны, способы и приемы звукоизвлечения, штриховые обозначения, регистры и их соотношение, технические и динамические возможности. Роль и функция струнных инструментов в оркестре.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Фортепиано
    Кредитов: 3

    Формирование посредством фортепианной игры профессиональной культуры; развитие пианизма; владение навыками концертмейстера, ансамблиста; умение читать с листа, транспонировать, исполнять на рояле партитуры; формирование концертно-просветительской и психологической готовности к осуществлению музыкально-культурной миссии в обществе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Дополнительный музыкальный инструмент
    Кредитов: 3

    Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Исполнительская культура
    Кредитов: 6

    Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, теоретические основы исполнительского мастерства, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интепретации различных произведений, необходимых для эффективной организации творческой работы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Концертное исполнение камерной музыки I
    Кредитов: 3

    Пути реализации единого идейно-художественного исполнительского замысла в ансамбле. Исторически сложившиеся типы камерных ансамблей: однородные инструменты и в сочетании с фортепиано. Знание обширного репертуара, включающего сочинения для камерных ансамблей, произведения разных эпох, жанров и стилей; Творческое переживание и сопереживание. Выразительные возможности каждой партии. Соотношение индивидуального и общего в ансамблевом исполнительст��е. Способы звукоизвлечения на фортепиано и фортепианной педали. Динамика и баланс в ансамбле.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Специальная педагогическая подготовка
    Кредитов: 3

    Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Камерный ансамбль
    Кредитов: 6

    Изучение и исполнение сочинений разных стилей для различных составов. История развития камерного жанра, методика работы с ансамблями, изучение произведений различных музыкально-исторических эпох, включая сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Методы достижения единого характера звукоизвлечения в камерном ансамбле.

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Специальность VII
    Кредитов: 3

    Повышение уровня исполнительской культуры студента путем обязательных выступлений на открытых академических концертах, зачётах, экзаменах. Основные критерии оценки глубины проникновения в содержание, форму и стиль произведения, мастерство и артистичность. Участие в открытых исполнительских конкурсах как часть профессиональной подготовки студентов.

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Педагогические основы инструментального исполнительства
    Кредитов: 3

    Инструментально-исполнительская деятельность в структуре профессиональной подготовки, основные характеристики педагогической технологии подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству; перспективные методы музыкального воспитания, формирование осознанной мотивации к продолжению и повышению уровня профессионального обучения, систематическому совершенствования содержания и методов преподавания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Исполнительская культура камерной музыки I
    Кредитов: 3

    Развитие камерно-ансамблевой музыки на примере ведущих художественных направлений современности. Камерно-инструментальный ансамбль и его жанровая специфика. Внимание к деталям, звуковым и тембровым нюансам. Принципы барочной ансамблевой традиции, как ее игровой характер, групповое концертирование солирующих инструментов в ансамбле, образная и ролевая индивидуальность ансамблевых партий (голосов), опир��ющаяся на полифонический тип мышления. Программа: Бах И.С «Соната № 1 си минор — Бах И.С «соната №2 ля мажор», Корелли А. «Избранные сонаты для двух скрипок и фортепиано».

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Оркестровый ансамбль VII
    Кредитов: 3

    Совершенствование навыков выступления учащихся посредством исполнения классических произведений в классе оркестра. Знакомство с культурой других народов посредством исполнения музыкальных произведений. Знакомство с мировой классикой. Выбор и исполнение классических произведений с учетом возможностей объема звука инструментов оркестра.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Мастерство концертного исполнительства
    Кредитов: 6

    Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Концертное исполнение камерной музыки II
    Кредитов: 3

    Практическое освоение и подготовка к концертному исполнению камерно-ансамблевых сочинений разных стилей и музыкально-исторических эпох, для различных составов; овладение репетиционной работой в ансамбле и концертного исполнительства. Изучение концертно-камерных программ, исполнительской интерпретации различных музыкальных форм, слышание звуковой палитры инструментов в ансамблевом звучании, богатство штрихового разнообразия. Совершенствование навыков сценического исполнения. Прео��оление концертного волнения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Основы научного исследования
    Кредитов: 3

    Освоение дополнительного научно-теоретического материала и накопленного практического опыта по собственной исполнительской деятельности, развитие научного мышления студентов развитие научного мышления студентов,знание правил написания научно-исследовательской работы, курсовой работы, дипломной работы, диссертационной работы, умение работать с научным материалом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Исполнительская культура камерной музыки II
    Кредитов: 3

    Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, исполнительское мастерство, техника исполнения камерной музыки, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интепретации различных произведений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Специальность VIII
    Кредитов: 3

    Индивидуальное занятие в аудитории как основная форма учебной работы, включающая в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и студента над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы студента. Выбор формы занятия с учетом индивидуальности и характером студента. Словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. Применение различных подходов к студентам, исходя из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки. Важнейшие педагогические принципы изучения музыкального материала.

    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Организация исследовательской работы
    Кредитов: 3

    Формирование компетентности в области реализации современных технологий по организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, анализ результатов научных исследований, применение их при решении конкретных научно-исследовательских задач, способы и методы работы и ориентации в методической, научно-популярной и профессиональной литературе и источних информации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Код ON1

    Применять на практике основы и принципы академической честности,теоретические знания по базовым и профилирующим дисциплинам в творческой, научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

  • Код ON2

    Решать стандартные задачи сбора, хранения, обработки и представления информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

  • Код ON3

    Применять различные коммуникативно-языковые структуры для устного и письменного общения на государственном, русском и иностранном языках в профессиональных и творческих ситуациях, при чтении и переводе специальной литературы.

  • Код ON4

    Применять методы физического воспитания и укрепления здоровья, а также правила защиты от возможных негативных внешних воздействий, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

  • Код ON5

    Осуществлять на высоком художественном уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром), будучи мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара.

  • Код ON6

    Анализировать стилевые особенности региональных песенных и инструментальных школ, индивидуально-стилевые черты композиторов, а также закономерности музыкальной речи и различных музыкально-теоретических явлений, понятий.

  • Код ON7

    Определять технические возможности и выразительные особенности оркестровых инструментов, виды и типы оркестров, оркестровые фактуры, тембровые драматургии.

  • Код ON8

    Аргументированно выражать личную позицию в отношении музыкального искусства, культуры, и педагогики, самостоятельно осваивая новые методы научного исследования

  • Код ON9

    Организовывать учебный процесс, используя разнообразные педагогические методы в области музыкального образования с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Top