Действующая образовательная программа

8D03205 Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение в КазНУ им. аль-Фараби

  • Проблемы археографии аудиовизуальных и электронных документов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование способности интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по проблемам публикации аудиовизуальных и электронных документов с целью описания и анализа современных исследовательских подходов. В ходе изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать фундаментальные, системные знания в области археографии аудиовизуальных и электронных документов, об основных принципах и методах публикации аудиовизуальных документов; - применять метод контент-анализа при уяснении и использовании действующих нормативно-правовых документов по работе с аудиовизуальными и электронными документами; -применять на практике профессиональные приемы публикации кино-, фото- и фоно и электронных документовКурс направлен на изучение проблемы развития археографии современной аудиовизуальных и электронных документов,вопросов организации и методики публикации документов, информации о тексте публикуемого документа,структуры публикации, археографического оформления документов.При изучении дисциплины докторанты будут рассматривать следующие аспекты: современные концепций архивоведения аудиовизуальных и электронных документов; принципы работы с аудиовизуальными и электронными документами; методика выявления и отбора аудиовизуальных и электронных документов для различных типов изданий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Метатеории и методология науки
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способности проектирования и осуществления комплексных исследовании, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области архивоведения и документоведения. В результате освоения дисциплины докторант будет способен: 1. демонстрировать системное знание о формировании научного мышления, об основных положениях логики и философии науки, о современных взглядах на научное знание и о существующей полемике, о науке как о социальном институте; 2. анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; 3. анализировать необходимую информацию, корректно формулировать научные проблемы, проводить исследования с использованием всего спектра необходимых методов, осмысливать и интерпретировать полученные результаты; 4. выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в области архивоведения и документоведения умением обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; 5. использовать теоретический материал дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы; 6. структурировать и систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся знания и осмысления ключевых вопросов архивоведения и документоведенияпо подготовке и написанию научных статей; 7. проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области архивоведения и документоведения; 8. формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей; 9. определять проблемы современного образования и находить возможные пути их разрешения с использованием адекватных методологических подходов и методологического инструментария; 10. использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; 11. критически анализировать научную информацию, навыками применения современного математического инструментария для решения исследовательских задач; 12. проводить научно-методическую работу в государственных архивах:реферирование, аннотирование и редактирование научной литературы и архивных публикаций. Новая технология и быстрое развитие современной научной мысли требуют новые подходы и новые метатеории и методологические направления. В связи с этим появились современные метатеории и методологии социальной науки, как феноменология, этнометодология, бихевиоризм, неомарксизм и т.д. изучение появления и становления, а также оссобенности этих современных метатеории и методологии науки, дает возможность молодым исследователям раскрыть содержание исслеедуемой темы более шире и глубже. При изучении дисциплины будут изучены следующие аспекты: Методология и методы науки: философские и науковедческие аспекты; Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии; Методология науки в контексте интеллектуального развитияОбщая методология и методика научного исследования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Электронные КФФД
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формированиеспособностиработать с основными, наиболее распространенными типами и видами электронных КФФВД, создать, использовать и хранить электронные КФФВД в различных организационных формах с учетом специфики процессов кинофотофонодокументирования. В результате освоения дисциплины докторант будет способен: 1. демонстрировать комплексное знание об основных особенностях процесса документирования; организационные формы кинофотофоновидеодокументирования; 2. анализировать основные проблемы документоведения и архивоведения в области аудиовизуальных документов; 3. оперировать современными подходами к формированию и изучению электронных комплексов КФФВД в государственных и ведомственных архивах; 4. уметь охарактеризовать методы анализа ситуации на рынке информационных продуктов и услуг, сравнивать международные форматы хранения электронных документов; 5. систематизировать особенности использования и хранения электронных аудиовизуальных документов; 6. эффективно использовать полнотекстовые базы данных и автоматизированные информационно-поисковые системы в научно-исследовательской работе; 7. использовать компьютерные технологий, современные технические средства и информационные технологии в процессе кинофотофоновидеодокументирования для решения аналитических и исследовательских задач; 8. владеть правилами эксплуатации технических средств и способностью использовать технические средства при создании мультимедийных документов и баз данных; 9. применять методы практической работы с электронной аудиовизуальной документацией для наиболее полного ее использования на практике; 10. выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, демонстрировать творческое использование умений (технологий); 11. успешно осуществлять научно-исследовательскую работу с электронной аудиовизуальной документацией; 12. разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документов по ведению кинофотофонодокументирования. Для успешного решения задачи информационно-документационного обеспечения процессов управления обществом и производством на базе современной электронной и организационной техники специалисту необходимы знания о происхождении систем кинофотофоновидеодокументов (КФФВД), в учреждениях и организациях, особенностей процессов кинофотофоновидеодокументирования. Докторанты получает знания о типологии современных систем КФФВД, их структуре, организационных и технологических основах создания электронных КФФВД, специфики их источниковедческого анализа и использования в исторических исследованиях, организации их хранения. В ходе изучения дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: роль и место КФФД в документальном наследии Казахстана; типология современных систем; технологические основы создания электронных КФФВД.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины - развитие и совершенствование компетенции в области академического письма: умений правильно организовать собственные идеи, ясно обосновать их и убедительно выразить; знаний о технологиях структурирования академического текста; навыков рефлексии: поиска ошибок и анализа собственного текста. В результате освоения курса докторанты должны: использовать академический язык в профессиональном и научном общении; планировать исследовательские действия и процедуры; изучить закономерности построения и стилистических особенностей научных текстов; оформлять научный труд в соответствии с требованиями университета; сформировать академические навыки: работа с научными информационными источниками, критическое чтение, проведение peer-reviews и т.д.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Управление метаданными электронных документов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование способности систематизировать и интерпретировать стандарты метаданных и применять их в информационном обеспечении управления. В ходе изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать фундаментальные, системные знания в области управления метаданными электронных документов, компьютерной техники и информационных технологий в документационном обеспечении управления и архивном деле; - систематизировать и интерпретировать научные понятия «электронный документ», «метаданные электронных документов» с целью дальнейшего применения этих определений при выборе исходных теоретических позиций; -систематизировать и анализировать стандарты метаданных и применять их в информационном обеспечении управления; -генерировать международные стандарты делопроизводственныПри изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: роль и необходимость метаданных для обеспечения сохран¬ности электронных документов; общие модели управления электронными документами; нормативно-методические документы по управлению метаданными электронных документов; различные подходы к составу и классификации метаданных электронных документов.х метаданных как особый тип метаданных.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины сформировать способность использовать специализированные методы исследования в области архивоведения, документоведения и документационного обеспечения, составлять и эффективно реализовать научную программу практического исследования. Будут рассмотрены следующие аспекты: методы архивоведения: функциональный, источниковедческий анализы, Информационный метод, системный, институциональный подходы; методы документоведения: формулярного анализа, контент-анализ,метод структурной лингвистики, метод экспертных оценок; методы документационного обеспечения: информационный анализ, формулярный анализ, метод унификации, метод наблюдения, анкетирование, интервьюирование и опрос, системный и структурно-функциональный, методы предпроектного обследования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Информационные системы в архивоведении и документоведении
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование способности работать в современных информационных системах, применяемых в архивном деле и современном документообороте. В ходе изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать теоретические знания и навыки практического их применения при составлении программ информатизации архивов, создании информационных баз данных; - сравнивать различные информационные системы в архивах, применять знания при разработке документальных баз данных, систем документооборота; - формулировать проблемы и задачи автоматизации архивного дела, автоматизации процессов документооборота в организациях.Дисциплина «Информационные системы в архивоведении и документоведении» предназначена для освоения организации применения современных информационных технологий и определения перспективных направлений информатизации ДОУ и архивного дела, методов разработки информационных баз данных, систематизации документов в них, иерархию информации в БД и применения знания при разработке документальных баз данных, систем документооборота.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Архивное источниковедение
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность использовать методы источниковедения в исследовании различных аспектов архивоведения. Будут рассмотрены следующие аспекты: Архивоведение и источниковедение: эпистемологический аспект. Документ как исторический источник. Традиционные и современные методики работы с документальными источниками; Логические основы критики источника. Публикации архивных раритетов. Источниковедческие особенности новейших информационных и коммуникационных технологий; Проблемы экспертизы ценности документов и ее обсуждение на международных архивных форумах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Инновационные технологии в архивном деле
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование способности применять инновационные технологии традиционных и специализированных архивных учреждений для определения задач автоматизации архивных процессов, анализировать потребности в совершенствовании архивных технологий и информационных ресурсов в архивах. В ходе изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать знания и навыки практического применения инновационных технологий в архивном деле, навыки составления программ и процедур информатизации ведомственных и государственных архивов, создании информационных баз данных. - применять знания при разработке информационных баз данных, создании электронного архива; - уметь, исходя из состава документов и специфики конкретного архива, определять потребности в автоматизации архивных процессов.При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:современные автоматизированные архивные технологии; системы автоматизированного учета архивных документов; комплектование архивов электронными документами; современные проблемы и перспективы автоматизации архивного дела.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аудиовизуальные коммуникации в современном мире
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность анализировать формы использования результатов развития аудиовизуальных коммуникаций в архивоведческих и искусствоведческих исследованиях. В результате освоения дисциплины докторант будет способен: 1. демонстрировать системные знания о генезисе и развития аудиовизуальных коммуникаций, их роли в культуре, их интерпретаций в области аудиовизуальных коммуникаций; 2. интерпретировать роль и практическую ценность аудиовизуальной коммуникации, являющейся важной составляющей современной медиакультуры как феномена информационной эпохи. 3. систематизировать типы и виды аудиовизуальных коммуникаций, определять специфические черты аудиовизуальных коммуникаций, сравнить и анализировать особенностей их содержания с точки зрения исторического и архивоведческого знания; 4. оценить роль аудиовизуальных коммуникаций в развитии традиционных и электронных средств массовой информации, определить формы использования аудиовизуальных коммуникаций; 5. анализировать существующие приёмы и методы оценки и интерпретации фотографии, кинематографа, радиовещания, телевидения и электронных ресурсов, формы использования результатов развития аудиовизуальных коммуникаций в исторических, искусствоведческих и архивоведческих исследованиях; 6. оценивать содержания произведений фотографического и кинематографического творчества, радиовещания и телевидения, электронной информации; 7. определять перспективы применения аудиовизуальных коммуникаций в различных сферах практической деятельности человека и общества; 8. использовать междисциплинарные подходы к изучению аудиовизуальных коммуникаций, основанного на сочетании методик источниковедения, архивоведения, документоведения и искусствоведения; 9. использовать информационные технологии (презентации, базы данных) для верификации знаний по архивоведению и документоведению в массовую аудиторию; 10. интерпретировать казахстанский опыт аудиовизуальных коммуникаций в международных, национальных, региональных и локальных рамках; 11. применять методы изучения происхождения фотодокументов, кинодокументов, фонодокументов и видеозаписей, приёмы оценки содержания произведений фотографического и кинематографического творчества, радиовещания и телевидения, электронного дизайна в профессиональной деятельности; 12. выполнять научно-исследовательские проекты на высоком теоретико-методологическом уровне; детально разрабатывать способы организации фестивальной и выставочной деятельности с использованием аудиовизуальных коммуникаций. Курс предусматривает изучение различных типов и видов аудиовизуальных коммуникаций, сопоставлению и анализу особенностей их содержания с точки зрения исторического и архивоведческого знания. Характеризуются основные виды и разновидности фотографии, многожанровая палитра кинематографа, разновидности программ радиовещания и телевидения, глобальные электронные ресурсы. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Аудиовизуальные коммуникации как результат развития культурных традиций общества; Формы использования аудиовизуальных коммуникаций; Роль аудиовизуальных коммуникаций в развитии традиционных и электронных средств массовой информации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Моделирование управленческой деятельности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование у докторантов способностей анализировать и решать на основе эффективного организационного мышления теоретико-методологические и прикладные проблемы современного моделирования управленческой деятельности. В ходе изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать знания, связанные с определением основных понятий современной теории управления с точки зрения возможностей моделирования управленческой деятельности. - решать задачи управления при помощи технологий интерактивного обучения (TBL; PBL, CBL) и разрабатывать и решать кейсы по оперативному и оптимальному управлению. - использовать формальный аппарат анализа моделей управленческой деятельности; - определять пути, средства и методы повышения эффективности управления социально-экономическими процессами на основе моделирования.Курс дает знания о теоретической, экспериментальной, методической работе и современной практике в области моделирования управленческой деятельности и принятия решений для разных объектов, уровней и функций управления, путях, средствах и методах эффективности управления социально-экономическими процессами на основе моделирования; о системе информационного и документационного обеспечения управленческой деятельности организаций. В рамках курса будут изучены следующие аспекты: теоретико-методологические основы моделирования систем управления; планирование и организация работ по моделированию; моделирование подсистем управления; управление в архивном деле.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON8

    Реализовать совместные проекты с организациями различных форм собственности в целях создания информационных продуктов и услуг и их реализации на коммерческой основе.

  • Код ON10

    Готовить аналитические обзоры по деятельности архивных учреждений, научно-методической обеспеченности базовых архивных технологий с учетом приоритетных направлений развития архивной отрасли.

  • Код ON6

    Разрабатывать проекты отраслевых и межотраслевых нормативных и методических документов в области документационного обеспечения управления и архивного дела и совершенствование научно-методического, информационного обеспечения деятельности организаций.

  • Код ON7

    Участвовать в мониторинге процесса документообразования и объемов документооборота в государственных органах в целях совершенствования системы управления документами.

  • Код ON9

    Проводить все виды занятий по дисциплинам документоведения и архивоведения, готовить и издавать учебные и научно-методические пособия, учебно-методические комплексы, программы и дидактические материалы, в том числе в электронном виде.

  • Код ON1

    Осуществлять фундаментальные научные исследования в аудиовизуальной коммуникации, цифровых технологиях в архивном деле и документоведении, управлении метаданными, на основе генерации новых идеи и знания, современной методологии, зарубежного опыта, предлагая новые методы и методики.

  • Код ON12

    Работать в команде, устанавливать контакты, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые варианты и способы решения поставленных целей и задач, представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях в рейтинговых журналах международных базах данных Thomson-Reuters или Scopus, в национальных и международных рецензируемых изданиях.

  • Код ON5

    Проводить междисциплинарные исследования в области архивоведения, источниковедения и археографии, способствовать введению в научный оборот источников по истории и организации, теории и методике архивного дела, применить принципы, методы и критерии экспертизы ценности документов с целью установления научной ценности документов.

  • Код ON2

    Давать методические рекомендации в результате проведения прикладных исследований в архивном деле и электронном документообороте, оценивая современные теории, проблемы и подходы, новых тенденций аудиовизуальных и электронных документов, ИС в документоведении.

  • Код ON3

    Проектировать и внедрять автоматизированные информационные системы, оценивая нормативно-методическую базу информатизации ДОУ и архивного дела, объекты и принципы автоматизации, интернет-технологии и информационные ресурсы, технологии хранения электронных документов и защиты информации в информационных системах.

  • Код ON4

    Создавать единую методическую и методологическую базу для идентифицирования информационных ресурсов и их управления на основе Международного стандарта ИСО 15836-2003.

  • Код ON11

    Составлять цифровые базы данных и Единую автоматизированную информационную систему архивной сферы, используя методологические и технологические алгоритмы управления электронными документами в архивах.

Top