Новая образовательная программа

7M02207 Тюркология в КазНПУ им. Абая

  • Цель образовательной программы Подготовка магистров, обладающих углубленными знаниями в области современной тюркологии, имеющих активную гражданскую позицию, способных формулировать и решать современные научные и практические проблемы тюркологии, успешно осуществляющих педагогическую, научно-исследовательскую и управленческую деятельность
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M054 Тюркология
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
  • Психолингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины состоит в научно- теоретическом освещении проблем языка, речи и познавательных процессов, изучении способов передачи информации в речевой деятельности в связи с психическим процессами. В результате обучения магистрант будет способен: критический интерпретировать и оценивать проблемы в психолингвистике. Курс нацелен на изучение психолингвистики как науку о речевой деятельности человека

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Шумерология и тюркское учение
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать представление у магистрантов о современных проблемах исследования шумерской цивилизации и письменности. В результате обучения дисциплины магистрант будет способен: применять новейшие теоретические концепции и научные гипотезы при изучении фундаментальных проблем шумеро-тюркской письменности. Дисциплина нацелена: выявить общность шумерской письменности с древним писанием тюрков

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Географическая классификация тюркского наследия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: описание и анализ культурного наследия тюркских народов в рамках географического пространства. Содержание дисциплины: Историко-культурное значение программы "Культурное наследие". Географическая характеристика Орхонского и средневекового наследия. Генеалогический характер топонимических названий на казахской земле. В результате магистранты знакомятся с национальным культурным бытом тюркских народов, анализирует значимую роль и места тюркского наследия в страноведении

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 4

    Овладение иностранным языком на уровне С1, С2 (языковые специальности), LSP общение в монологической и диалогической форме (доклад, презентация, беседа, дискуссия). Изучение грамматики научного стиля в устной, письменной формах. Восприятие на слух информационных и профессиональных сообщений. Написание, оформление научных статей, докладов, проектов, др. Работа со словарями, справочной литературой. Навыки двустороннего перевода.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 4

    Философия науки. Наука в культуре, цивилизации. Возникновение, развитие науки. Структура научного знания. Научные революции. Научная рациональность. Особенности современной науки. Наука как социальный институт Естественные науки. История социально-гуманитарных наук. Организация научной деятельности. Эволюция знания. Этические аспекты современной науки. Коммуникативные технологии, информационные процессы в современной науке. Актуальные проблемы естественных и социально-гуманитарных наук.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 4

    Психология управления — раздел психологии о закономерностях управленческой деятельности. Анализ психологических условий, особенностей управленческой деятельности. Диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных; организация исполнения решения. Управленческие потребности и способности руководителя. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 4

    Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Предмет и задачи педагогики Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. История педагогики. Современная парадигма высшего образования. Методология педагогики. Профессиональная компетентность, теория обучения преподавателя вуза. Кредитная технология обучения. Организация СРМ, НИРМ. Составление учебно-методических материалов. Воспитательная работа в вузе. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Социальная лингвистика тюркских языков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов знания об основных закономерностях проблем социальных и языковых факторов тюркского народа. В результате обучения у магистрантов формируется навыки анализа и обоснования взаимообусловленности социальных структур и языка как средства коммуникации. Будут рассматриваться: социальные функции языка, типы языковых ситуаций в современном тюркском мире, взаимосвязь территориальных и социальных диалектов

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретико-методологические основы алтаистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать систематизированные знания о алтайском этнолингвокультурном ареале и о его коренных этносах. Курс нацелен на изучение древнекультурных очагов в алтайском ареале и их наследие, языка, религии алтайцев. В результате обучения магистрант способен классифицировать алтайскую семью языков и интерпретировать языковые факты указывающие на родство алтайских языков, их культурные наследия

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Грамматика казахско-турецких языков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способности критический анализировать основные положение сравнительной грамматики, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса уровнего изменения языковой системы кипчакской и огузской подгруппы тюркских языков. Курс нацелен на изучение грамматического строя современного казахского и турецкого языков

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Теория тюркской ономастики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к осмыслению и решению проблем тюркской ономастики. Дисциплина направлена на изучение: проблем именования\переименования, естественной\искуственной номинаций объектов. При изучении предмета магистрант будет способен решать и осмыслить проблемы ономастики, выявлять отражение общетюркологических культурных ценностей в ономастике

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Историко-типологическая фонология тюркских языков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомить обучающегося с характером развития фонологической системы тюркских языков с древнейших времен до наших дней. В содержании дисциплины рассматриваются фонологическая структура корневой морфемы в тюркских языках, процессы развития гласных, согласных фонем. В результате обучения магистрант критический анализирует развитие фонологической системы тюркских языков, вырабатывает новые гипотезы о происхождении фонем

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Мотивология и ее теоретическая основа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: изучение теоретических основ и описания мотивационных признаков лексических единиц в тюркских языках. В результате обучения магистрант будет способен анализировать мотивацию языковых единиц в тюркских языках. Содержание дисциплины охватывает: принципы, методы и приемы мотивологического исследования. Мотивационная форма и мотивационное значение. Типы мотивированности слова. Функциональный аспект мотивологии

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Сравнительная фонетика кипчакской подгруппы тюркских языков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность обучающегося проводить собственное сравнительно-историческое исследование по изучению фонетической системы тюркских языков кипчакской подгруппы. Учебный курс нацелен на выявление закономернностей употребление гласных и согласных звуков казахского, каракалпакского и ногайского языков в разных позициях слова

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Ранее тюрки и тюркские племена Евразии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать предсавление у магистрантов о роли и места племени гуннов, саков в истории развития и формирования тюркских языков. В результате обучения магистрант будет способен синтезировать информацию для оценки и описания проблем гунно-тюркской взаимосвязи. Курс нацелен на изучение духовной преемственности гуннов и тюрксих языков на основе факторов зафиксированных в древних памятниках

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Фундаментальные проблемы литературы тюркских народов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: проанализировать современные тенденции и направления в развитии литературоведения. Дисциплина нацелена на изучение методов и приемов анализа художественных произведений в литературе тюркских народов, типологических особенностей сюжетов, образов, тем и мотивов в тюркской литературе. В результате обучения магистрант будет способен применять свои знания в профессиональной деятельности и в научно-исследовательской работе

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Функциональная грамматика тюркских языков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать систематизированные знания об основных закономерностях грамматики тюркских языков с позиций функционального подхода, сформировать компетенции, обеспечивающие успешную научно-педагогическую деятельность в избранной профессиональной сфере. Курс нацелен на изучение функциональной единицы языка и её функционального диапазона, определению типов функциональных единиц морфологии

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Модернизм и постмодернизм в прозе тюркских народов: генезис и трансформация
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: проанализировать направления и течения мировой литературы и их значение в становлении тюркской литературы. Дисциплина нацелена на изучение возникновение и направлении модернизма и постмодернизма в литературе. В результате обучения магистрант будет способен характеризовать влияние нового направления в литературу тюркского народа, оценивать изменение и тенденции в творчестве писателей данного направления

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Поэтика тюркской поэзии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: проанализировать влияние традиций «назира» на содержание, формы, жанра, стиля казахской литературы. В содержании дисциплины рассматриваются традиции и новизна в тюркской литературе, тюркские мотивы в поэзии Абая и Магжана, влияние традиции «назира» на развитие тюркской поэзии. В результате магистрант будет способен анализировать развитие творчества поэтов в тюркской поэзии

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • История письменности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у обучающегося представление о типологии письменности, специфике исторического развития письменности прошлого и настоящего. В результате обучения магистрант способен демонстрировать современные знания в изучении моногенеза и полигенеза письменности. Дисциплина выстраивается на системе знания: изучение исследование письменности, этапы развития письменности. Особое внимания уделяется на словесно-слоговую и алфавитную систему письменности

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Тюркская фразеология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: углубленное ознакомление магистрантов с исследованиями, проводимыми по научным направлениям современной тюркской фразеологии. Курс нацелен на изучение: исследование тюркской фразеологии как один из новых направлений в тюркологии, фразеологического фонда тюркских языков, эквивалентных и безэквивалентных тюркских фразеологизмов. В результате магистрант будет способен: критический осмысливать тенденций современных исследований в области тюркской фразеологии

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Проблемы классификации средневековых тюркских памятников
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у обучающегося способность анализировать виды и формы средневековых памятников, оценивать их роли и место в тюркской культуре. Содержание дисциплины: классификация и анализ средневековых тюркских памятников, исследование роли тюркских племен в этногенезе казахского народа, этнокультурное взаимовлияние тюркских народов, языковая личность М. Кашкари в диалоге культур средневековье

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Проблема автора и героя в современной тюркской литературе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: раскрыть образ автора в современной тюркской литературе как семантико-стилистическую категорию. В содержании дисциплины рассматривается деятельность автора в художественном произведении, отношение писателя к своим героям, значение понятий автор-герой, автоним, актор, адресант. В результате обучения магистрант будет способен критический оценивать литературного героя как личность, созданный в соответствии с идейно-эстетической ориентацией литературы

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Язык мамлюкско -кипчакских памятников средневековье
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у обучающегося способность анализировать и систематизировать мамлюкско-кыпчакских письменных памятников–арабско-кыпчакских глоссариев, грамматик, а также переводных литературных произведений XIII-XVIII веков, созданных в мамлюкском Египте в течение около 250 лет назад. Курс нацелен на изучение памятников кыпчакского и огузского тюркских языков, являющимися важными источниками для реконструкции фонетической системы пракыпчакского языка

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Руническая письменность древних тюрков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у обучающегося способность анализировать и систематизировать процесс развития письменности в древних цивилизациях, излагать научные взгляды и гипотезы относительно происхождения древнего тюркского письма. В результате магистрант критический освоит вопросы дешифровки и переводов рунических памятников. Курс нацелен на выявление выработки теоретических и практических навыков работы с памятниками рунической письменности

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Тюркская диалектология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов предсавление о структуре национального языка, взамодействие и влияние друг на друга литературного языка и говоров тюркских языков, изучить тюркских диалектов в сравнении с современными тюркским языками. В результате обучения магистрант будет способен определять фонетические, лексические и грамматические собенности тюркской диалектной речи, производить системный анализ диалектных текстов

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    использует психолого-педагогические методы исследования для развития нового знания и применяет знания философии, психологии, педагогики в преподавании тюркологических дисциплин

  • Код ON2

    демонстрирует знание основных положений и концепций в области теории и истории тюркских языков, теории коммуникации, анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития тюркологии

  • Код ON3

    критический осваивает основные концепций в области изучения теории тюркской литературы, применяет их на практике для анализа художественных произведений тюркских народов

  • Код ON4

    изучает и переводит древнетюркские тексты, имееть определенный лексический запас древнетюркской лексики

  • Код ON5

    оспаривает классические тюркологические идеи с учетом правил научной этики, извлекает новые научные идеи и использует их в своей профессиональной деятельности

  • Код ON6

    проводить собственное научное тюркологическое исследование в контексте новейших теорий, методологий и технологий для создания инновационной продукции

  • Код ON7

    демонстрирует навыки профессионального общения и межкультурной коммуникации на основе языкового образования в полиязычной среде

  • Код ON8

    самостоятельно ставить цели научно-педагогической деятельности, выбирает эффективные методы и средства их достижения

  • Код ON9

    принимает решения в новых и незнакомых условиях, несет психологическую, социальную и этическую ответственность за принятые решения

Top