Действующая образовательная программа

8D03102 Культурология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в области культурной антропологии и культурных исследований на основе углубленного изучения теоретических и методологических основ культурологической науки, а также системного использования знания и методологии смежных научных областей и цифровых технологий; способных к научно-исследовательской и педагогической деятельности в области культурных исследований, постановке и решению актуальных теоретических и прикладных задач в области культурологической науки, создавать новое концептуальное знание, развивающее науку; аргументированно презентовать его специалистам в условиях научных дискуссий, в том числе и международных, на рабочем языке научного мероприятия.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D062 Культурология
  • Направление подготовки 8D031 Социальные науки
  • Культур-релятивизм как методология культурологических и культурантропологических исследований
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины «Культур-релятивизм как методология культурологических и культурантропологических исследований» заключается в формировании у докторантов рационального знания сущности культур-релятивизма как методологии культурных исследований В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - проводить компаративистский анализ различных вариантов релятивистских концептуальных и методологических подходов в культурных исследованиях; - критически и с рациональных позиций различать принципы, концепты и стратегии релятивизма в исследовании культурных объектов в контексте трансформации традиционных и модернизированных сообществ; - критически интерпретировать способы понимания и оценки различных форм взаимоотношения групп людей в конкретно-исторических и культурных условиях с учетом культурных особенностей народа; - применять методы и принципы культур-релятивизма применительно к исследованию различных форм поведения и взаимоотношений групп людей различных этнокультур, учитывая различия их поведенческих моделей, - применять принципы культур-релятивизма к анализу современной культуры Назначение дисциплины. Дисциплина «Культур-релятивизм как методология культурологических и культурантропологических исследований» представляет собой теоретический курс, который формирует научно-концептуальные и методологические взгляды докторантов на особенности и различия в культурных объектах, строится на основе системы знания: теоретико-концептульных основ культур-релятивизма (истории формирования релятивистской концепции, понятийный и терминологический аппарат. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Аналитика методологии культур-релятивизма в культурной антропологии, изучение основных этапов развития релятивизма как концепции изменения культуры, работ теоретиков культур-релятивистской методологии, изучение работ теоретиков постмодернистских исследований культурных явлений в формате культур-релятивизма, принципов интерпретации изменяющихся культурных явлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики академического дискурса. Дисциплина раскрывает научность, достоверность, новизну, актуальность, особенности структуры, логики, специфики научного стиля. Приемы анализа нормативно-стилистических ошибок в НТ. Создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория и методология культурных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины «Теория и методология культурных исследований» заключается в формировании у докторантов систематического понимания и знания основных положений, проблем, теоретических концепций, основных направлений, методов и методологии культурных исследований. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать знание тематических и проблемных областей культурных исследований, - критически анализировать базовый понятийный, терминологический, методологический аппарат, - систематизировать и различать концептуальные и методологические подходы в культурных иследованиях, - применять методы и принципы, понятия и терминологию культурных исследований применительно к культурным процессам казахстанского общества, к различным этническим группам и сообществам, - оценивать различные методологические подходы в культурных исследованиях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Аналитика теоретико-концептуальных принципов (теории, категориально-понятийный аппарат, принципы и предметная область исследования) культурных исследований, изучение основных методологических подходов в исследовании культурного объекта, на анализе основных методов исследования и описания полученных результатов, доказательстве объективности полученного научного результата, на изучении основных работ теоретиков культурных исследований (произведения теоретиков, герменевтический анализ, интерпретация).

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы и методы в культурном анализе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: - заключается в формировании у студентов системного знания основных методов и методологических принципов исследования значимых проблем культурной антропологии. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - критически анализировать концептуальные программы, методологические подходы в анализе проблем культуры, - самостоятельно проводить полевые исследования, - применять методы изучения традиционных сообществ, современных социокультурных групп и субкультурных образований применительно к конкретным областям анализа культуры; - разрабатывать план и программу полевых исследований, - сопоставлять пространственные и временные параметры культурного ареала, - выявлять отличительные нормативы и ценностные стратегии традиционного сообщества, субкультурного явления. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: аналитика теоретико-концептуальных основ (теории, концепции, понятийный аппарат, принципы построения программы исследования), изучение и освоение методологических оснований (методы, методология исследования, принципы классификации, систематизация информации, выбор объекта и предмета исследования) программ научных исследований культуры. В ходе обучения докторанты проведут практическом исследования (составление программы, формы и способы проведения анализа культурного объекта).

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этнометодология в культурологических исследованиях
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины «Этнометодология в культурологических исследованиях» заключается в формировании у докторантов системного знания о сущности и особенности проблемы понимания как специфичной методологии исследования и репрезентации этнокультурных явлений. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - понимать сущность и различие этнометодологических подходов в культурных исследованиях; - критически интерпретировать и различать этнометодологические подходы и методы исследования проблем этнической и казахской, коммуникативных практик этнокультурных и субкультурных сообществ; - сравнивать и критически интерпретировать способы понимания и оценки различных форм взаимоотношения групп людей в конкретно-исторических и культурных условиях; - использовать принципы, концепты и методы этнометодологических исследований; - применять методы и принципы этнометодологии применительно к исследованию различных форм поведения и взаимоотношений групп людей различных этнокультур, учитывая особенности их поведенческих моделей, - применять принципы герменевтики (понимания) этнометодологии к анализу письменных источников, объектов и предметов устной, электронной культуры культурных артефактов и памятников современной культуры Назначение дисциплины. Дисциплина «Этнометодология в культурологических исследованиях» представляет собой теоретико-методологический курс, формирует у докторантов научно-концептуальное и методологическое знание об особенностях исследования этнических групп и форм их взаимоотношений, выстраивается на основе системы знания: теоретико-концептуальных основ этнометодологии (категориальный аппарат, принципы этнометодологии). При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: аналитики особенностей использования и интерпретации герменевтических аспектов исследования объектов этнической культуры, этнической коммуникации, культурной коммуникации социальных групп, субкультурных сообществ, изучение сущности понимания (смыслов) во взаимооотношениях и отношениях между социальными и этническими группами, применение принципов герменевтики применительно к взаимоотношениям этнических групп, между индивидами, выявлении способов распознавать и раскрывать сущность и значимость проблемы понимания в этнических группах, межэтнических взаимоотношениях, значимости раскрытия сущности методологии понимания, герменевтических методов в исследовании этнокультурных проблем.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы культурной антропологии в восточных странах и странах Передней Азии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины «Проблемы культурной антропологии в Восточных странах и странах Передней Азии» заключается в формировании у докторантов системного знания и критического отношения к научно-исследовательским программам по исследованию современных и ангажированных проблем, актуальных аспектов традиционной культуры в культурноантропологических исследованиях стран Востока и Передней Азии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать системное знание основных школ, научных направлений и проблематики современных исследований культурной антропологии стран азиатского континента; - синтезировать комплекс методов исследований различных школ культурной антропологии, - применять количественные и качественные методы проведения полевых исследований, - классифицировать информацию о письменных источниках; - определять принципы и процедуру описания антропологических материалов, - критически оценивать и адаптировать методологию исследования культурной антропологии применительно к самостоятельным проводимым полевым исследованиям, - составлять программу исследования объектов культуры, планировать полевые исследования, разрабатывать поэтапный объем изучаемого материала. Назначение дисциплины. Дисциплина «Проблемы культурной антропологии в Восточных странах и странах Передней Азии» представляет собой теоретический курс, формирующий научно-концептуальные и методологические взгляды докторантов на объект культурных исследований. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Изучение теоретико-методологических взглядов на проблематику культурной антропологии стран Азии (категориально-терминологический и понятийный аппарат, принципы описания, классификации и систематизации полученных артефактов), аналитика наиболее акутальных и ангажированных проблем по изучению традицонной культуры народов в восточных странах и странах Передней Азии. Дисциплина позволяет докторантам изучить содержание основных этапов культурантропологических исследований, методологические подходы в описании и обработке информации о культурном объекте, выявлении его специфики, определить степень достоверности полученного факта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные проблемы в антропологии: теория и методы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: заключается в формировании у студентов рационального и системного знания о предметной области современных исследований антропологии. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - демонстрировать системное понимание методологических подходов в социальной и культурной антропологии, - критически оценивать альтернативные антропологические гипотезы, расистские и религиозно-теологические интерпретации антропологических качеств, - с позиций объективных принципов сопоставлять и различать теоретические подходы в изучении актуальных проблем антропологии, - применять теоретические принципы и методы антропологии к исследованию современных аспектов предметной области антропологии.- При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Аналитика современной тематики научных исследований антропологии, особенностей их изучения в формате антропологических школ, основных теоретических конструкций и методов изучения проблемной области современной антропологии. Докторанты познакомятся с содержанием этапов проведения полевых исследований и теоретическими работами антропологов по исследованию культурного объекта, подбору принципов доказательства их достоверности и объективности

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в теорию и анализ культурной антропологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - заключается в формировании у студентов системного знания основных методов и методологических принципов исследования значимых проблем культурной антропологии. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - критически анализировать концептуальные программы, методологические подходы в анализе проблем культуры, - самостоятельно проводить полевые исследования, - применять методы изучения традиционных сообществ, современных социокультурных групп и субкультурных образований применительно к конкретным областям анализа культуры; - разрабатывать план и программу полевых исследований, - сопоставлять пространственные и временные параметры культурного ареала, - выявлять отличительные нормативы и ценностные стратегии традиционного сообщества, субкультурного явления. Назначение дисциплины: представляет собой теоретико-практический курс, который формирует научные и методологические знания докторантов и выстраивается на знании докторантами основных проблем, методами и методологическими принципами исследования предметной области культурной антропологии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: аналитика теоретико-концептуальных основ (теории, концепции, понятийный аппарат, принципы построения программы исследования), изучение и освоение методологических оснований (методы, методология исследования, принципы классификации, систематизация информации, выбор объекта и предмета исследования) программ научных исследований культуры. В ходе обучения докторанты проведут практическом исследования (составление программы, формы и способы проведения анализа культурного объета).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы социально-культурной антропологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формировании у студентов системного знания о предметной области исследования социальной антропологии в странах Западной Европы, освоении докторантами методов социокультурных антропологических иследований. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - адекватно применять теоретические принципы и методы социальной антропологии к исследованию современных проблем, обусловленных вызовами цивилизации, - критически обосновывать логику доказательств и способы изложения современных проблем социальной антропологии; - объективно применять количественные методы социальной антропологии. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: аналитика прикладной предметной сферы исследования социальной и культурной антропологии (особенности выбора объекта изучения, анализ его специфики, характеристик, принципы систематизации, классификации социальных фактов, методов изучения и специфики проведения полевых исследований).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации).

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON11

    Проводить самостоятельно научное исследование, составлять обоснованный научный проект, адаптировать полученные знания по методологии культурных и культурантропологических исследований применительно к новым социокультурным задачам, представлять полученные результаты в виде завершенной научной работы;

  • Код ON7

    Применять знания по цифровой технологии в области исследований проблем и социокультурных задач культурологии и культурной антропологии, демонстрировать должный уровень компьютерной и трехъязычной грамотности;

  • Код ON10

    Синтезировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений культурной антропологии и культурных исследований с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций для творческого решения поставленной научной задачи,

  • Код ON4

    Критически и рационально применять исследования в области гендера, расы, расовой, этнической, гендерной идентичности к анализу многообразия проявлений культурных девиаций, теоретически анализировать проявления культурных рисков, синтезировать возможные способы и модели их разрешения;

  • Код ON6

    Генерировать новые идеи и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области культурных исследований и культурной антропологии на основе самостоятельного оригинального подхода;

  • Код ON1

    Критически оценивать теоретико-методологические подходы в культурных и культурантропологических исследованиях в контексте современных глобальных изменений, происходящих в современной культуре и культурной жизни страны, объективно применять категориальный аппарат, принципы и научные методы исследования в области мировых тенденций, происходящих в различных сферах культуры;

  • Код ON8

    Применять концепты и теоретические принципы ведущих научных направлений и научно-исследовательских программ в области культурной антропологии и культурных исследований в формате самостоятельных научных исследований, на основе которых разрабатывать рекомендации по модернизации общественного сознания, ценностных ориентаций, корректировать модели культурного поведения в компаниях и корпорациях, а также стили и методы управления;

  • Код ON5

    Критически оценивать, систематизировать, интерпретировать различные культурные тенденции, изменения, трансформации на основе знания идей и принципов критической культурной теории и культурантропологических исследований по вопросам расовых и этнических конфликтов, этнического и расового неравенства, прогнозировать возможные вызовы современной цивилизации, распознавать проявления властных доминаций, постколониализма и различных форм дискриминаций;

  • Код ON3

    Критически анализировать идеи, принципы, подходы, обобщать и интерпретировать полученные результаты, выдвигать гипотезы в культурных и культурантропологических исследованиях, формулировать в научной форме описываемые авторские подходы по изучению современных аспектов различных сфер культуры и культурной жизни этносов в формате регионального и мирового плана;

  • Код ON12

    Вести научный диалог по тематике культурных исследований, культурной антропологии на основе усвоения профессиональных компетенций, профессионально грамотно владеть научным категориальным аппаратом для ведения творческих дискуссий с коллегами, с широким научным сообществом с позиций принципов научной толерантности, солидарности, гуманности, соблюдая принципы научной и деловой этики, умение работать в команде

  • Код ON2

    Критически анализировать теоретические идеи, принципы, понимать и обобщать, интерпретировать научные результаты и выдвигаемые гипотезы в области культурных исследований и культурной антропологии;

  • Код ON9

    Критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании проблем культурной антропологии и культурных исследований;

Top