Действующая образовательная программа

8D02209 Востоковедение в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области востоковедческой науки, способных понимать социальные, культурные, политические и экономические вызовы, актуальные для стран Востока и Казахстана, а также изучающих пути решения основных проблем, с которыми сталкиваются эти страны. Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, способного: - трактовать проблемы отечественной востоковедческой науки путем углубленных фундаментальных исследований в области филологических, исторических наук, а также в изучении культуры, религии, философии, политики и экономики стран Востока; - систематизировать и интерпретировать фундаментальные проблемы, концепции и последние достижения современной востоковедческой науки; - осуществлять самостоятельные научные исследования на основе углубленного изучения теоретического материала, выбора методологии с проекцией на развитие актуальных направлений востоковедческой науки; - обеспечивать результативность учебного процесса на основе традиционных и инновационных методов преподавания в высших учебных заведениях; - интегрировать знания смежных научных областей в контекст международных информационных и аналитических услуг, а также в сфере идеологии, религии и культуры.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D055 Востоковедение
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • Интеллектуальная история стран Востока
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать и трактовать социальный и интеллектуальный контекст восточных обществ, вопросы познания, генезиса и развития наук, идей, творческой активности общества, социальной истории. Учебный курс формирует навыки интерпретации и оценки специфики восточного мышления. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - идентифицировать социально-интеллектуальный контекст, вопросы просвещения, генезиса и развития новых наук, философских школ, направлений, творческого потенциала восточного общества в качестве введения к самостоятельным исследованиям; - интерпретировать и давать оценку процессам и явлениям, произошедшим в истории интеллектуальной мысли изучаемой страны Востока при подготовке лекционных и обзорных материалов; - объяснять и соотносить вопросы социально-интеллектуального контекста стран и регионов Востока, цивилизационного и культурного взаимодействия Востока и Запада в предлагаемых исследованиях по культуре изучаемого региона; - определять основные тенденции и движущие силы в развитии интеллектуальной истории изучаемого восточного региона как теоретическое обоснование в статьях обзорного характера; - демонстрировать навыки научного междисциплинарного анализа идей и учений, представляющих собой сложную систему моральных, социальных, политических, философских и религиозных идей и концептов восточных цивилизаций и культур при выработке рекомендаций для специалистов смежных или иных профессий. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: западная интеллектуальная традиция, школы мысли на Дальнем Востоке, историческое изучение идей на Ближнем Востоке, Среднем Востоке и Африке. Связь интеллектуальной истории с историей философии и историей идей. Роль религии в развитии интеллектуальной истории стран Востока. Изучение культуры, жизни и окружающей среды для понимания людей, их мышления. Социально-интеллектуальный контекст, значение просвещения для интеллектуальной истории. Генезис и развитие новых наук, философских школ, направлений. Творческий потенциал общества, права человека, демократия как сферы реализации интеллектуальной истории человечества. Восточные цивилизации и культуры в условиях глобализации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Фундаментальные проблемы и концепции современного востоковедения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность анализа основных теорий и концепций современного востоковедения для интерпретации фундаментальных проблем и парадигм изучения Востока. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - анализировать основные теории и концепции современного востоковедения для интерпретации фундаментальных проблем и парадигм изучения Востока в процессе создания конкретных научных проектов и публикаций; - классифицировать общественно-политические и социокультурные процессы, раскрывать специфику их развития в восточном социуме при составлении аналитических материалов; - систематизировать концепции миросистемного анализа, глобалистики, модернизации в восточных обществах в ходе написания диссертационного исследования; - определять процессы, происходящие в странах Востока, в контексте мировых цивилизаций; - оценивать основные теоретические положения, концепции, динамику, проблемы в ключевых разделах востоковедческой науки для использования их в качестве теоретического обоснования в фундаментальных и прикладных исследовательских работах. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Предмет и объект науки о фундаментальных проблемах стран Востока. «Государство» и «Общество» в исторических науках. Пределы развития традиционного общества. Историческое возникновение современного государства на Востоке. Мировые политические процессы (глобализация, демократизация, интеграция и регионализация) и стран Востока. Проблемы современной мировой системы в целом: международная безопасность, окружающая среда, ресурсы современного мира, конфликты и их урегулирование, национальные отношения и национализм. «Востоковедение ХХІ века». Государство на изломе эпох: от традиционного к современному. Восточные государства во второй мировой войне. Изменение мировой геополитики ХХ в 90-х г. Политика США и европейских держав на Востоке. Мировое сообщество и восточные государства. “Исламский фактор” в мировой политике. Идея теократического государства и исламский мир. Национальное самосознание народов Востока. Возникновение дихотомии Восток-Запад.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Народы Евразии в контексте диалога цивилизаций: культура и религия
    Кредитов: 5

    — Цель дисциплины: сформировать способность к системному пониманию истории формирования цивилизаций Европы и Азии и взаимодействия между ними. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: — - использовать методы исследования филологического и исторического материала в междисциплинарном контексте науки о Востоке для построения собственных концепций в трактовке религиозно-культурных событий в мире; - критически оценивать взаимосвязи общественных и политических явлений, прогнозировать социальные и экономические процессы в странах Востока; - обосновывать свою позицию по актуальным вопросам изучаемой страны Востока в области социально-экономических, культурно-исторических, общественных отношений; - применять традиционные и инновационные методики и технологии преподавания востоковедческих дисциплин при осуществлении учебного процесса в вузе; - разрабатывать в международном контексте взаимодействие и сотрудничество, используя языковые знания, понимание культур и обычаев других стран, с экспертами в различных предметных областях при решении актуальных научных проблем; - использовать новые информационные технологии и ресурсы, современные методы поиска, хранения и обработки материала о достижениях отечественной и зарубежной науки для дальнейшего профессионального роста. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: История формирования цивилизаций Европы и Азии и взаимодействия между ними; их развитие и распространение за пределы территории первоначального формирования в ареале евразийского пространства; концепция евразийства; диалог евразийских цивилизаций в новое и новейшее время; вклад суверенного Казахстана в евразийский диалог цивилизаций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины – дать основные представления об общих законах развития науки, сформировать способность использования специфических методов научной деятельности в области востоковедения. Дисциплина формирует теоретические основы и практические навыки научных исследований для анализа актуальных проблем и процессов в странах Востока в различные периоды развития и обеспечивает получение докторантами профессиональной подготовки в области методологии научного исследования, позволяющей успешно работать в избранном направлении. Учебный курс направлен на развитие методологической культуры, необходимой для организации и осуществления научных исследований и педагогической деятельности в сфере востоковедения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология региональных исследований (на англ.яз.)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: – сформировать способность использования методологии и навыки регионоведческих исследований. Учебный курс формирует теоретические основы и практические методы исследований регионов Востока для анализа наиболее актуальных проблем и ситуаций, создания источниковедческой базы. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - демонстрировать развитое теоретическое и методологическое мышление, сформировавшееся на базе изучения основных методологических теорий и концепций отечественного и зарубежного востоковедения в конкретных научных публикациях, лекциях по регионоведческой тематике; - критически оценить теоретические и методологические подходы, используемые в востоковедении и регионоведении, теории и методы, применяемые в современных научных проектах; - внести свой оригинальный вклад в области конкретных эмпирических исследований, используя приобретенные практические навыки и знания, основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - систематизировать макро- и микрополитические процессы на региональном уровне, политические реалии современного мира в ходе выполнения конкретных исследовательских проектов; - готовить аналитичесие материалы, контекстуализировать текущую политическую ситуацию, делать политические прогнозы; - обобщать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах в формате публикаций или публичных докладов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: критика в области региональных исследований; краткая история регионоведения; методы антропологических исследований; методы исследования географии; методы экономических исследований в области регионоведения, межрегиональное сравнение в области регионоведения, межрегиональное сравнение; внутрирегиональное сравнение в области регионоведения; полевые работы в области регионоведения; вклад социологии и психологии в регионоведение; требования переосмыслить региональные исследования в постмодернистских или «постструктуралистских» терминах.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Дискурсивный анализ восточного текста в современном контексте
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность идентифицировать лингвистические особенности различных текстов и типов устной речи, последовательности социальных взаимодействий и структур нарратива. Учебный курс формирует междисциплинарные подходы и навыки применения метода дискурсивного анализа, теории речевых актов, социолингвистики взаимодействий, этнографии коммуникации, прагматики. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - описывать лингвистические особенности различных текстов и типов устной речи; - сопоставлять в работах междисциплинарного характера последовательности социальных взаимодействий и структур нарратива; - систематизировать формы и функции языка, внутренние связи письменных текстов и разговорной речи языкового сообщества; - использовать междисциплинарные подходы и навыки применения лингвистических, социальных, этнокоммуникативных и иных теорий в ходе выполнения самостоятельных исследований и обсуждении их результатов в профессиональном сообществе. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Методы дискурсивного анализа. Формы и функции языка, внутренние связи письменных текстов и разговорной речи языкового сообщества. Социальные взаимодействия. Нарративные структуры. Теория речевых актов. Теории социолингвистик. Этнография коммуникации. Теория прагматики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Модернизация духовной и материальной культуры восточных обществ (на англ.яз.)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность систематизировать и интерпретировать процессы культурной модернизации Востока. Учебный курс формирует навыки научного исторического и культурологического анализа идей и артефактов, теоретико-методологическую основу понимания источниковедческой базы по актуальной тематике. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - oпределять проблему, формулировать гипотезы и задачи конкретного историко-культурологического исследования, разрабатывать план исследования, выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования; - анализировать источники духовной и материальной культуры, содержание, системы ценностей, особенности генезиса культур восточных обществ и их развития от древности к современности и предлагать результаты своего анализа для профессионального обсуждения; - обрабатывать эффективно полученные результаты, облекать их в доступную форму, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных достижений в области культуры и модернизации Востока в отечественном и зарубежном востоковедении; - критически оценивать процессы формирования образов жизни, исторических условий возникновения духовной и материальной культуры, социально-политических и культурных ориентаций, типов материального и культурного потребления и постиндустриальной модернизации Востока. - систематизировать процессы культурной модернизации Востока при составлении работ обзорного характера. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Культура и модернизация Востока. Содержание, система ценностей, особенности генезиса культур восточных обществ. Процесс формирования образа жизни, социально-политических и культурных ориентаций, типов материального и культурного потребления. Постиндустриальная модернизация Востока. Исторические условия возникновения духовной и материальной культуры. Сохранение традиционных ценностей и ориентиров. Памятники культуры и их функционирование в социокультурной общности. Функционирование произведения в культуре. Культурная матрица «азиатских ценностей».

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Язык и идентичность в странах Востока: дискурс-анализ (на англ.яз.)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование способности определять и интерпретировать взаимоотношения и взаимовлияния языка и идентичности методом дискурсивного анализа. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - определять в письменной или устной форме взаимоотношения и взаимовлияния языка и идентичности методом дискурсивного анализа; - конструировать в доступной форме целостное представление о культурных, языковых, социальных процессах, явлениях, происходящих в восточных обществах, затрагивающих этнические, ментальные, гуманитарные, религиозные аспекты жизни народов Востока в выполняемых научных и научно-популярных материалах; - иллюстрировать возможности современных научных методов познания и применять их в профессиональной деятельности; - демонстрировать креативность мышления, предполагающую значительную самостоятельную подготовку, независимый обмен мнениями, научные дискуссии на родном и иностранных языках. - интерпретировать различные аспекты идентичности, такие как гендер, этническая и религиозная принадлежность, социальный класс, образование, воспитание и культура в публичных выступлениях и научных публикациях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Индивидуальные идентичности. Групповые и общественные идентичности. Национальные и наднациональные региональные идентичности Многослойная, динамичная природа идентичностей. Идентификационные и маркировочные функции языка. Языковая политика в многоязычных государствах. Институциональный и социальный билингвизм Полилингвизм и политика идентичности. Языковые права и языковая угроза. Иммигранты и перефразирование языка. Политики национальной идентичности. Проблемы разнообразия. Демографические трансформации. Трехъязычие. Коренные языки, культуры и сообщества.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Целью дисциплины является формирование навыков, необходимых для написания научно-исследовательских и аналитических текстов в соответствии с правилами, установленными в рамках отечественного и международного научных сообществ. Будут изучены: методы и особенности представления результатов научной деятельности в форме тезисов, статей, докладов, а также докторской диссертации. Учебный курс направлен на изучение и соблюдение современных стандартов организации, структурирования и оформления научных публикаций по проблематике востоковедческой науки в научных изданиях Республики Казахстан и зарубежом.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология изучения письменных источников на восточном языке
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность формулировать гипотезы и задачи изучения письменных источников, выбирать новейшие научные методы исследования для проведения фундаментальных исследований в области востоковедения. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - формулировать гипотезы и задачи изучения предлагаемых письменных источников и тестировать их; - применять теоретико-методологические положения востоковедческих наук при анализе конкретных текстов в разных жанрах; - использовать специфические методы источниковедческих исследований для работы с источниками, значимыми для истории отечественной науки и культуры и для восточных стран; - вести эффективный поиск специальной литературы на восточных и западных языках в области источниковедения для создания собственной исследовательской базы; - готовить научные обзоры, аннотации, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований; - систематизировать библиографические описания, основные библиографические источники на западных и восточных языках и создавать поисковые системы, используя современные технические средства. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Источниковедение как особый метод познания реального мира. Методы источниковедения и междисциплинарные аспекты. Структура источниковедческого исследования. Исторические условия возникновения источника. Проблема авторства источника. Авторский текст, произведение и его функционирование в социокультурной общности. Функционирование произведения в культуре. Проблемы интерпретации источника и анализа содержания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Интеграционные процессы в экономиках стран Востока
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать знания о состоянии и перспективах развития экономик и структурных процессов в странах Востока. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - понимать и оценивать характеристику экономик субрегионов стран Востока; - анализировать стратегии основных внешнеполитических игроков в странах Востока; - самостоятельно анализировать конфликтные ситуации на Востоке, внешнеэкономические инициативы интересы стран; - навыкам критической оценки аналитических и научных материалов, представленных в процессе изучения дисциплины. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: теоретико-методологический подход к оценке современных проблем экономического развития государств Востока. Изучение перспектив экономик стран Востока, развития стратегии их основных внешнеполитических курсов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Великий Шелковый путь: взаимодействие восточной и западной цивилизаций
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: Сформировать способность к системному пониманию истории функционирования ВШП в контексте цивилизационного взаимодействия Востока и Запада. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: — - использовать методы исследования филологического и исторического материала в междисциплинарном контексте науки о Востоке для построения собственных концепций в трактовке религиозно-культурных событий в мире; - критически оценивать взаимосвязи общественных и политических явлений, прогнозировать социальные и экономические процессы в странах Востока; - обосновывать свою позицию по актуальным вопросам изучаемой страны Востока в области социально-экономических, культурно-исторических, общественных отношений; - применять традиционные и инновационные методики и технологии преподавания востоковедческих дисциплин при осуществлении учебного процесса в вузе; - разрабатывать в международном контексте взаимодействие и сотрудничество, используя языковые знания, понимание культур и обычаев других стран, с экспертами в различных предметных областях при решении актуальных научных проблем; - использовать новые информационные технологии и ресурсы, современные методы поиска, хранения и обработки материала о достижениях отечественной и зарубежной науки для дальнейшего профессионального роста. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Модуль знакомит докторантов с историей взаимодействия государственных образований кочевников с оседлыми народами вдоль Великого Шелкового пути; основными механизмами взаимодействия кочевых и оседлых народов и их культур вдоль Великого Шелкового пути; социальными и этническими процессами, происходившими на трассах Великого Шелкового пути, с точки зрении взаимодействия восточной и западной цивилизаций; процессами седентаризации, тюркизации и исламизации как результатом взаимодействия различных цивилизаций на Великом Шелковом пути; ролью и значением городов на Великом Шелковом пути. Докторант должен научиться свободно ориентироваться, осуществлять самостоятельный поиск и подбор источников и научной литературы и проводить собственные исследования в рамках заявленной и смежных тематик.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Восточный язык для научно-исследовательских целей
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – актуализация знаний об особенностях научного стиля, характерные для исследовательской сферы и определение специфики научной терминологии в изучаемом языке. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: -анализировать лексико-грамматические особенности научного языка изучаемого языка; -применять на практике информационные технологии для обобщения научной информации, выстраивания новых научных фактов в контексте общего знания на изучаемом восточном языке; -представлять итоги научного исследования в виде научных статей и докладов на родном и восточном языках; -работать с текстами профессиональной направленности на восточном языке; - осуществлять профессиональную коммуникацию на родном и восточном языках; -создать устный и письменный научный текст по специальности; При изучении дисциплины будут рассматриваться следующие вопросы: дифференциация научной лексики изучаемого языка по направлениям (историческое, филологическое, социально-культурное); основные грамматические проблемы, характерные для научно-профессиональной речи в изучаемом восточном языке; информационное пространство функционирования научных речевых жанров на изучаемом языке; эпистемологическая, когнитивная и коммуникативная функция научного стиля; особенности академического и научно-популярного подстилей изучаемого языка; логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, скрытая эмоциональность, обобщенно-отвлеченный характер изложения, использование отвлеченной лексики в научном тексте

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Интеграционные процессы стран Центральной Азии и мирового сообщества в рамках международных организаций и объединений
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить прикладные исследования в области интеграционных процессов стран Центральной Азии. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания путей и форм сотрудничества в рамках международных организаций и объединений. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - обсуждать, участвовать в научных дискуссиях, подготавливать выступления с докладами, устного и письменного предоставления материала; интерпретировать знания о роли Центральноазиатских государств в интергационных процессах; - сопоставлять и использовать фундаментальную подготовку в научно-исследовательской, академической, организационной и других профессиональных областях с событиями и тенденциями в текущее время, иметь способность критически анализировать полученный материал; - выявить сходства и различия мировых теориях и учениях с целью проведения аналитической работы для формирования выводов при применении в профессиональной деятельности - осмысливать и интерпретировать причины и следствия интеграционных процессов в мировое сообщество При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты:

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON9

    Интегрировать и анализировать самостоятельно приобретенные новые знания, используя соответствующую литературу в области востоковедения, и информационные материалы по изучаемым регионам;

  • Код ON11

    Вносить вклад посредством оригинального исследования в рамки существующих знаний в сфере востоковедения и изучения конкретного региона;

  • Код ON3

    Анализировать тенденции современной науки, критически оценивать различные теории, концепции и подходы, определять перспективные направления исследований;

  • Код ON10

    Создавать новые учебные программы и разработки инновационных методов организации учебного процесса в высшем учебном заведении;

  • Код ON5

    Генерировать процесс коммуникации, применять техники двустороннего устного и письменного перевода с восточного языка и на восточные языки в разных жанрах;

  • Код ON6

    Применять современные информационные технологии, в том числе методы получения, обработки и хранения научной информации, методы статистического анализа, навыки отчетности, интерпретации данных на родном и иностранных языках;

  • Код ON2

    систематизировать и интерпретировать научные теории, методы анализа актуальных исторических, политических, социально-экономических и культурных процессов развития современного Востока;

  • Код ON7

    Развивать навыки владения современными восточными языками, а также казахским, русским и западными языками на уровне, достаточном для исследований;

  • Код ON12

    Показать независимое мышление и интерпретацию культурного, исторического, лингвистического дискурсов, а также понимание иных, в т.ч. восточных культур и идентичностей в прошлом и / или в настоящем.

  • Код ON8

    Систематизировать международные стандарты для написания научных статей, демонстрировать свои результаты на профессиональном научном уровне;

  • Код ON1

    Использовать фундаментальную подготовку в научно-исследовательской, академической, организационной и других профессиональных областях востоковедения;

  • Код ON4

    Формулировать и решать современные научные и практические проблемы, разрабатывать проекты и программы на родном и иностранных языках;

Top