8D01704 Русский язык и литература в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на качественную подготовку специалистов высшей квалификации в области методики преподавания русского языка и литературы, способных трактовать основные принципы современного языкознания и литературоведения; систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного языкознания и литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при осуществлении диссертационного исследования и практической педагогической деятельности; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного объекту исследования материала, выбора методологии с проекцией на развитие перспективных новых направлений филологической науки и методики преподавания русского языка и литературы; давать оценку и определять значимость того или иного продукта своей и иной научной деятельности, аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D018 Подготовка педагогов русского языка и литературы
-
Область образования 8D01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 8D017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
-
Научно-исследовательское проектирование в литературоведении
Кредитов: 5Цель дисциплины - сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные литературоведческие проблемы и описывать принципы организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив литературоведения. Дисциплина направлена на изучение современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности в области литературоведения. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. выбирать оптимальные научные методы и концепции для решения профессиональных задач, 2. владеть современными технологиями проектирования собственной научно-исследовательской деятельности; 3. использовать интегративные перспективы современной филологии как основу для генерирования новых идей при исследовании научной темы исследовательского проекта; 4. выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации и в процессе профессиональной дискуссии; 7. проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. владеть частно-теоретическими методами и технологиями анализа результатов научно-исследовательского проекта в устной и письменной форме; 9. аргументированно излагать собственную научную позицию при работе в групповых исследовательских коллективах. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -научные достижения современного литературоведения -интегративные междисциплинарные и трансдисциплинарные перспективы современного литературоведения - инновационные процессы в науке и научных исследованиях -методология научного исследования. Классификация методов научного исследования - проектирование научного исследования - реализация программы научного исследования - рефлексивная фаза научного исследования - презентация программы научного исследования. Научная рефлексия
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Концепции современной филологической науки (лингвистики/литературоведения)
Кредитов: 5Цель дисциплины – Целью дисциплины является формирование способности описывать и оценивать развитие филологической науки ХХ–ХХI веков; концепции и основные теоретические положения ведущих научных школ в современной филологии для анализа и квалифицированной интерпретации текстов. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования и анализа текстов различных родов. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, иметь представление о современном состоянии и перспективах развития филологии; 2. формулировать теории современного филологического анализа и интерпретации текста. 3. понимать специфику различных школ и направлений в русской и мировой филологической науке; 4. ориентироваться в многообразии концепций, доктрин, выработанных филологической наукой в XX-XXI вв.; 5. владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием методов анализа разных школ. 6. способность проводить самостоятельные исследования на основе существующих методик в конкретной области филологического знания 7. осмысливать факторы, формирующие разные подходы к анализу и интерпретации текста; определять цели и задачи исследования и пути их достижения в собственных научных исследованиях. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: - Понятийная и терминологическая полифония в современной филологии; - Перспективные исследовательские стратегии в современном литературоведении/ лингвистике; - Структурно-семиотическая школа в литературоведении/ лингвистике; - Гендерные исследования в литературоведении / лингвистике; -Когнитивные исследования в филологии; - Постмодернизм как художественная система; -Нарратология.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Методы научных исследований
Кредитов: 3Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - описывать типологию проведения научных исследований; - классифицировать основные подходы к проведению научного исследования; - объяснять суть филологического анализа и описывать его основные принципы; - оценивать современные методы проведения научного исследования с позиции их целесообразности; - подбирать эффективные приемы и методы филологического исследования в соответствии с целями и задачами работы; - использовать алгоритм проведения научного исследования; - обсуждать новые достижения в области современной методики филологического исследования; - презентировать результаты собственного научного исследования. Назначение дисциплины: направлена на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: - Методология и методика научного исследования; - Основные подходы к анализу текста; -Филологический анализ текста; - Основные принципы филологического исследования; - Этапы научного исследования; - Инновационные технологии проведения филологического исследования.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Академическое письмо
Кредитов: 2Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов разных жанров. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: - объяснять цели и задачи научной коммуникации; - описывать принципы оформления научных текстов; приемы структурирования академических работ; - писать исследовательскую работу в соответствии с требованиями к оформлению и содержанию; - производить отбор соответствующих научному стилю речевых средств; - редактировать научный (академический) текст; - обнаруживать и исправлять стилистические ошибки, неточности речи -Письменный текст как способ академической коммуникации. Роль аудитории. Виды и жанры академических текстов. - Стиль и жанры академических текстов. - Научная терминология, использование терминов в научном тексте. - План исследования и композиция академического текста. - Принципы редактирования академических текстов. Возможные логические, речевые и стилистические ошибки. - Оформление академических текстов: рубрикация, техники цитирования, сноски и примечания, список источников и литературы. Плагиат как этическая и техническая проблема. - Оформление научного текста, правила цитирования, варианты оформления сносок. Особенности написания диссертации, аннотации, научных статей, аргументационного (аналитического) эссе, обоснования исследования и рецензии, филологических комментариев
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Инновационные методики преподавания русского языка в высшей школе
Кредитов: 5Цель дисциплины – обосновывать выбор основных методов исследования и методов преподавания русского языка в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания и обоснования закономерностей инновационного процесса для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение современных подходов к классификации педагогических технологий и исследовании концептуальных основ педагогических технологий. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1.продемонстрировать системное понимание научной информации в области изучения инновационных методик, а также знание и освоение методов исследования в области методики преподавания русского языка в высшей школе; 2.соотносить историю методической науки с ее современным состоянием; - давать методическую интерпретацию новым направлениям в лингвистической науке; -владеть современными методами исследования и методами преподавания в высшей школе, способами реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования Республики Казахстан; 3.понимать и обосновывать закономерности инновационного процесса и выбор основных методов исследования и методов преподавания русского языка в вузе; 4.планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать современные образовательные технологии обучения русскому языку в высшей школе; 5.критически анализировать, оценивать и синтезировать современные подходы к классификации педагогических технологий и к исследованию концептуальных основ педагогических технологий в контексте компетентностного подхода. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - научные основы метаязыка науки и дисциплины; -современные образовательные парадигмы и концепции обучения русскому языку и стандарты в высшей школе; -компетентностные организационные формы активного и интерактивного обучения русскому языку; -современные педагогические и информационные технологии и методики обучения русскому языку; - формы и методы проведения различных видов занятий по основным образовательным программам высшего образования; -современные средства контроля и оценивания результатов обучения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Инновационные методики преподавания русской литературы в высшей школе
Кредитов: 5Цель дисциплины – обосновывать выбор основных методов исследования и методов преподавания русской литературы в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания и обоснования закономерностей инновационного процесса для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение современных подходов к классификации педагогических технологий и исследовании концептуальных основ педагогических технологий. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1.продемонстрировать системное понимание научной информации в области изучения инновационных методик, а также знание и освоение методов исследования в области методики преподавания русской литературы в высшей школе; 2.соотносить историю методической науки с ее современным состоянием; - давать методическую интерпретацию новым направлениям в лингвистической науке; -владеть современными методами исследования и методами преподавания в высшей школе, способами реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования Республики Казахстан; 3.понимать и обосновывать закономерности инновационного процесса и выбор основных методов исследования и методов преподавания русской литературы в вузе; 4.планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать современные образовательные технологии обучения русской литературе в высшей школе; 5.критически анализировать, оценивать и синтезировать современные подходы к классификации педагогических технологий и к исследованию концептуальных основ педагогических технологий в контексте компетентностного подхода. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - научные основы метаязыка науки и дисциплины; -современные образовательные парадигмы и концепции обучения русской литературе и стандарты в высшей школе; -компетентностные организационные формы активного и интерактивного обучения русской литературе; -современные педагогические и информационные технологии и методики обучения русской литературе; - формы и методы проведения различных видов занятий по основным образовательным программам высшего образования; -современные средства контроля и оценивания результатов обучения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Методика подготовки научных публикаций
Кредитов: 5Цель дисциплины – сформировать способность подготовить к публикации результаты научного исследования, овладеть набором принципов, приемов, правил, требований, необходимых в публикационном процессе. Учебный курс формирует творческие навыки создания научных публикаций в рамках конкретной научной парадигмы. Дисциплина направлена на изучение общепринятых норм и этапов построения научной публикации, а также требований научного стиля речи. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. Формулировать тему научной публикации, интересной не только на данный момент, но и на перспективу. 2. Давать название публикации – комбинацию из наименьшего количества слов, адекватно описывающих ее содержание. 3. Составлять аннотацию, повествующую о содержании научной публикации. 4. Отбирать ключевые слова, отображающие основные положения, достижения, результаты, основные точки научного интереса. 5. Написать вступление, которое позволит читателю понять и оценить результаты исследования без дополнительного обращения к другим источникам. 6. Поставить цель, вытекающую из поставленной научной проблемы и обзора основных публикаций по теме. 7. Излагать основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программу эксперимента, методику получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов. 8. Формулировать основное умозаключение, обозначать перспективы последующих исследований по теме. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -научная публикация как один из основных видов научной работы; - научная публикация как письменный и опубликованный отчет, описывающий результаты оригинального исследования и удовлетворяющий определенным критериям; - нормы, основные принципы иэтапы построения научной публикации; - формулирование темы, замысла и названия научной публикации; основные критерии выбора темы; - композиция начной статьи; - формулировка цели и постановка задач научной публикации; - принципы изложения содержания начной публикации; - методические приемы изложения содержания научной публикации; - личная ответственность за оригинальность исследования; плагиат как умышленное присвоение авторства чужого произведения науки; - правила оформления текстовых документов; - правила оформления библиографического описания.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Научно-исследовательское проектирование в лингвистике
Кредитов: 5Цель дисциплины – - сформировать способность в рамках научно-исследовательской деятельности определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы, имеющие теоретическую и практическую значимость, и применять современные научные лингвистические методы для их решения.. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. Использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, лингводидактики для решения профессиональных задач; 2. Обладать способностью творческого использования понятийного аппараталингвистики и развития в ходе решения профессиональных задач; 3. Анализировать и давать критическую оценку научным фактам в областики научной лингвистики и лингводидактики; 4. Выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. Ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. Логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации; 7. Проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. Объяснять методологические принципы и методические приемы научной деятельности. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -Системная лингвистическая методология - Науковедение и наука как составные части и источники лингвистической методологии. - Логика, психология, аксиология, этика, системология, семиотика составные части и источники лингвистической методологии - Метод как ядро системной лингвистической методологии - Методы гибридных методологических уровней. -Общенаучные методы и приемы исследования. -Частнонаучные методы в социально-гуманитарном познании. -Дисциплинарные методы и методики системной лингвистической методологии -Технология лингвистической методологии
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Код ON10
Формулировать научные цели и задачи и находить их решение; Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. Формулировать научные цели и задачи и находить их решение. Описывать принципы оформления научных текстов, приемы структурирования академических работ. Производить отбор соответствующих научному стилю речевых средств при написании научно-исследовательской работы. Редактировать научный (академический) текст.
-
Код ON4
Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций; синтезировать и трансформировать филологическое и междисциплинарное знания в процессе решения учебно-образовательных, учебно-исследовательских задач;
-
Код ON11
Интегрировать междисциплинарные знания с целью описания и анализа современных исследовательских подходов; быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки.
-
Код ON12
Осуществлять подготовку и публикацию результатов научных исследований в рамках международных баз данных Thomson-Reuters или Scopus, в национальных и международных рецензируемых изданиях.
-
Код ON7
Применять теоретико-методологические положения новых филологических учений при анализе текстов; проводить самостоятельные исследования научных проблем с проекцией на перспективные новые направления языкознания, литературоведения и методики их преподавания в высшей школе
-
Код ON1
Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения, методики преподавания русского языка и литературы в вузе (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики, литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знаний.
-
Код ON5
Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями производства и общества; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по литературоведческим и лингвистическим дисциплинам в организациях высшего образования с применением образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления;
-
Код ON6
Планировать и проводить качественные занятия в организациях высшего образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения; организовывать виды научно-исследовательской, проектной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры.
-
Код ON8
Объяснять языковые факты исторической и современной русистики; аргументировать области применения и интерпретации методов языкознания в научных исследованиях (диссертациях, научных проектах).
-
Код ON3
Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языка и литературы методики преподавания на основе самостоятельного оригинального подхода; трактовать основные принципы современного литературоведения, новые литературоведческие парадигмы и в их применять их в анализе классической и современной литературы.
-
Код ON9
Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки; оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях.
-
Код ON2
Проводить критический анализ, оценку и синтез новых и сложных идей, проблем, подходов и тенденций в области русского языка и литературы; критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании русского языка и литературы (в контексте филологического и гуманитарного знания).