6B01718 Русский язык и литература в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Подготовка учителей, владеющих профессиональными компетенциями по направлению образования и знанием современных технологий обучения русскому языку и литературе в соответствии с требованиями национальной рамки квалификаций Республики Казахстан.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
-
Фонетика современного русского языка
Кредитов: 5Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современном состоянии фонетической и фонологической системы русского языка и способности применять полученные знания в области фонетического анализа в учебной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Педагогика
Кредитов: 5В ходе курса «Педагогика» изучаются общетеоретические основы педагогической науки и новые подходы к педагогическим теориям и технологиям. В процессе реализации теоретических основ осуществляется интеграция с практической педагогической деятельностью и инновационными методами. Будущие учителя знакомятся с приципами, закономерностями обучения и воспитания, а также с инновационными технологиями учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Введение в литературоведение
Кредитов: 5Курс нацелен на овладение студентами профессиональными компетенциями, связанными с содержанием включенных в программу вопросов: специфика литературы и искусства, литературное произведение как целостное единство, язык художественного произведения, литературные направления и течения, литературные роды и жанры.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Лексикология и фразеология современного русского языка
Кредитов: 5Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о лексической системе современного русского языка и представляет полные сведения о состоянии словарного состава современного русского языка
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Античная литература и литература средних веков и эпохи Возрождения
Кредитов: 6Данная дисциплина направлена на формирование и освоение знаний, представлений об античном периоде культуры. Содержание включенных в программу вопросов: греческая литература: древнегреческий эпос, античный театр, лирика. Римская литература: поэзия, комедия, риторика, античный роман. Подъем культуры средневековья. Периодизация литературы. Кельтский эпос. Германский эпос. Древнескандинавская литература. Развитие литературы Исландии. Героический эпос и его историческая основа. Французский эпос «Песнь о Роланде». Испанский эпос. «Песнь о моем Сиде». Германский эпос «Песнь о Нибелунгах». Рыцарская поэзия. Куртуазный роман, его циклы. Городская литература. Народные баллады. Средневековый театр. Данте Алигерье. Эпоха Возрождения в Италии. Франческо Петрарка. Литература эпохи Возрождения. Ф. Рабле. М. Сервантес. Шекспир.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Предпринимательство и бизнес
Кредитов: 5Данный курс включает три направления: бизнес администрирование, экономика, социальные и экологические рамки жизнедеятельности; бизнес идея и разработка бизнес плана. Особое значение в курсе уделяется важности формирования таких позиций, как персональная ответственность, мотивация, дух инноваций, любопытство и ответственность перед обществом.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Методика обучения детей с ООП в условиях инклюзивного образовании
Кредитов: 5Целью курса является ознакомление студентов с основными методами и приемами обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Содержание курса включает модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правовые и этические основы управления инклюзивным образованием.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
ИКТ в инклюзивном образовании
Кредитов: 5Целью курса является освоение студентами основ применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога при работе с детьми со специальными потребностями. Изучение данной дисциплины поможет сформировать у обучающихся комплекс знаний и умений в области теории и практики создания и использования средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Адаптация программного содержания для детей с ООП
Кредитов: 5Дисциплина способствует развитию у студентов навыков работы с детьми с особыми образовательными потребностями, осуществления индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями на основе адаптации программного содержания и учета особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Цифровые технологии по отраслям применения
Кредитов: 5Дисциплина рассматривает основные этапы внедрения и реализации Государственной программы РК «Цифровой Казахстан», цифровые платформы оказания электронных услуг, различные способы обработки цифровой информации в различных профессиональных областях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Антикоррупционная культура
Кредитов: 5Дисциплина «Антикоррупционная культура» направления «Бизнес, управление и право» призвана сформировать у обучающихся нулевую терпимость к любым коррупционным проявлениям. Как известно стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Культура речи
Кредитов: 5Изучение дисциплины «Культура речи» преследует цели формирования современной языковой личности, повышения общей речевой культуры студентов, совершенствования владения нормами устного и письменного литературного языка; развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения. Внимание уделяется также приобретению навыков публичного выступления, ведения спора и делового общения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Рухани жаңғыру
Кредитов: 5В программной статье Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" изложены ориентиры духовного развития нашего общества. Поставлена задача опережающей модернизации общественного сознания. В условиях современной реальности, фундаментальным принципом развития общества должно стать стремление молодежи к знанию, к прагматизму, к конкурентоспособности. Восприимчивость и открытость сознания обучающихся – главное условие эффективной реализации модернизации общественного сознания.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
Кредитов: 5Цель: дать знания способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, безопасность окружающей среды человека, экологические факторы и глобальные изменения качества ОС и их последствия. Вопросы: экобезопасность водных ресурсов, воздушного бассейна, деградация истощение земельных ресурсов, экологические риски, продовольственная безопасность, природные и техногенные бедствия, связанные с антропогенной деятельностью и способы защиты от них. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, СРСП.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Фольклор и литература XI-XVIII веков
Кредитов: 7Данный курс направлен на формирование знаний, представлений о специфике славянской мифологии и фольклора. Содержание включенных в программу вопросов: календарно-обрядовая, семейно-бытовая поэзия, сказочная проза. Малые жанры. Необрядовая лирика. Драма и театр. Русский героический эпос. Исторические песни. Духовные стихи. Детский фольклор. Современный фольклор. Древнерусская литература: темы и жанры. «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве». Ораторская проза XI –XII веков. Основные этапы древнерусской литературы. Становление и развитие древнерусской житийной литературы. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Русский фольклор, древнерусская литература, русская литература XVIII в.
Кредитов: 7Дисциплина нацелена на формирование знаний и представлений о национальной специфике русской литературы, идейном содержании русского фольклора, целостной картине русской культуры и русского менталитета, истории русской литературы 11-18 вв., средневековой эстетике жанровой системе, поэтике древнерусской литературы, устойчивых мифологических архетипах, характерных для русской литературы и культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Античность и русская литература
Кредитов: 6Данная дисциплина направлена на формирование знаний о cвоеобразии античной литературы и русской классики. Взаимодействие и взаимовлияние культур. Русские переводы произведений античных поэтов. Образы античной мифологии в творчестве русских писателей XIX века.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Лексико- фразеологическая система русского языка
Кредитов: 5Дисциплина предусматривает овладение лексико- фразеологической системой современного русского языка, изучение ее отражения в лингвистических словарях разных типов, с тем чтобы сформировать у обучающихся понимание системных связей и отношений в лексике и фразеологии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
История русской литературы первой половины XIX века
Кредитов: 7Курс формирует представление об истории русской литературы 1 половины 19 века, постижение мировоззренческих основ творчества писателей и поэтов, понимание философских учений и эстетической ценности русской классики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
«Золотой век» русской литературы
Кредитов: 7Курс дает представление об историко-культурной ситуации ХIХ века, о динамике литературного процесса, его закономерностях, выявляет связи между развитием русской литературы и движением российской империи, рассматривает литературно-просветительскую деятельность писателей-декабристов, поэзию «пушкинской плеяды», творчество классиков Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и др., изучает вопросы критики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Педагогическая психология
Кредитов: 5Содержание курса направлено на формирование системы специфических психологических знаний будущих специалистов, позволяющих им грамотно анализировать педагогическую реальность и адекватно соотносить теоретические представления об основных научных понятиях педагогической психологии с практическими аспектами профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Словообразование и морфология СРЯ
Кредитов: 8Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современном состоянии морфемно-деривационной и морфологической системы русского языка через освоение ключевых вопросов морфемики и дериватологии современного русского языка.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Грамматическое учение о слове
Кредитов: 8Содержание дисциплины нацелено на формирование у студентов профессиональных знаний и компетенций в области словообразовательной и морфологической системы современного русского языка и понимания основных причин разногласий в области современной грамматики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Русский литературный процесс второй половины XIX века
Кредитов: 7Целью курса является осмысление литературы второй половины XIX века в широком культурном контексте, формирование знаний о специфике изучаемого литературного периода. Курс предусматривает овладение навыками самостоятельной работы с источниками, анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, филологической интерпретации художественного произведения в контексте истории и культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Грамматическая система русского языка в диахронии
Кредитов: 5Содержание дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций посредством изучения таких ключевых вопросов, как описание исторических явлений в грамматической системе современного русского языка, установление причинно-следственных связей в кругу изучаемых языковых явлений и раскрытие системного характера происходящих в языке изменений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Территориальные разновидности национального языка
Кредитов: 5В курсе территориальные разновидности национального языка отражается важное звено языковой системы, помогающее осмыслить закономерности современного русского литературного языка и природу современных языковых явлений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Историческая грамматика русского языка
Кредитов: 5Как основная учебная дисциплина историко-лингвистического цикла, «Историческая грамматика русского языка» направлена на установление причинно-следственных связей в кругу изучаемых языковых явлений и раскрытие системного характера происходящих в языке изменений, формируя тем самым профессиональные компетенции обучающегося.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
История русской литературы второй половины XIX века
Кредитов: 7Цель курса – знать основные этапы развития русской литературы второй половины XIX века, выявлять своеобразие художественного метода, присущего каждому писателю, как один из способов углубленного изучения литературы, уметь использовать историко-литературный, историко-типологический методы при анализе художественных текстов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Диалектная система русского языка
Кредитов: 5Дисциплина «Диалектная система русского языка» является необходимым компонентом развития у обучающихся целостного видения проблем формирования и функционирования современного русского языка через умение ориентироваться в фактах, концепциях, законах, дискуссиях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Теория и методика воспитательной работы
Кредитов: 5Программа курса предусматривает теоретико-методическую подготовку будущего учителя к организации и проведению воспитательной работы со школьниками. Рассматриваются теоретические и практические основы воспитательной деятельности, направленные на реализацию гуманистической парадигмы образования и воспитания.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Синтаксис современного русского языка
Кредитов: 8Дисциплина формирует фундаментальные профессиональные компетенции обучающихся посредством изучения синтаксической системы современного русского литературного языка и ее уровней, анализа синтаксических единиц с позиций структурно-семантического и функционального подходов.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Функциональные стили русского языка
Кредитов: 6Целью освоения дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в сфере стилистики, а также освоение теоретических и практических основ соответствующей области лингвистического знания: изучение системы функциональных стилей русского языка.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Русская литературная критика
Кредитов: 5Данный курс направлен на формирование и освоение знаний, представлений об истории литературной критики и ее значении в русской литературе ХIX-ХХ вв. Этапы развития литературной критики и специфика.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Теория коммуникации
Кредитов: 5Изучение данной дисциплины формирует у обучающихся представление о принципах и подходах в теории коммуникации, об особенностях коммуникативной ситуации, коммуникативной среды, умение анализировать тексты с точки зрения синтактики, семантики, прагматики и др. подходов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
История зарубежной литературы XVII – XX вв.
Кредитов: 5Целью курса является формирование теоретических знаний об истории развития зарубежной литературы XVII – XX вв., знакомство с творчеством выдающихся писателей и знание текстов их произведений, характеристика важнейших художественных систем и направлений XVII – ХХ веков (классицизм, просветительство, романтизм, реализм, модернизм, сюрреализм, дадаизм, неореализм, экспрессионизм, постмодернизм и т.д.).
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Русский литературный процесс ХХ века
Кредитов: 5Содержанием курса являются следующие вопросы :Русский литературный процесс XX в. «Другая проза» 1980-х гг. Литература постмодернизма и постреализма 1990-х гг. Эстетические поиски начала XXI в. Литература третьей волны эмиграции.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Русская литература ХХ века
Кредитов: 5Курс направлен на изучение основных этапов литературного процесса: 1. Русская литература рубежа ХIХ-ХХ вв. (1890-е – начало 1920-х гг.); 2. Русская литература 1920-х-середины 1950-х гг.; 3. Русская литература второй половины 1950-х-начала 1990-х гг.; 4. Русская литература конца ХХ – начала XXI века.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Стилистичекое расслоение русского языка
Кредитов: 6Данный курс призван сформировать полное представление о многообразии стилистических возможностей русского языка посредством рассмотрения различ-ных стилевых выразительных средств языка, разных уровней и пластов языка и их функциональных стилистических характеристик.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Теоретическое литературоведение
Кредитов: 5Целью обучения является формирование системного знания о теории литературы как методологии постижения специфики литературы: выявление места литературоведения в структуре гуманитарного знания, соотношение теории и истории литературы, роль эстетических категорий в искусстве слова; специфика образности в искусстве слова; методы и приёмы анализа литературного произведения; литературный процесс, основные этапы развития теоретико-литературной мысли, литературоведческие школы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Теория литературы
Кредитов: 5Содержание курса нацелено на формирование у студентов знаний о современных трактовках литературы, о художественном творчестве и литературном произведении. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают такие понятия, как, «образная концепция личности», литературное произведение, генезис литературного произведения, историко-функциональный аспект литературного произведения, современные концепции литературного рода, вида, жанра, метажанра и др.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Ведение школьной документации
Кредитов: 6Курс направлен на подготовку студентов к практической деятельности в школе, дает общее представление о современном школьном документоведении, о теоретических и практических аспектах новых методов и направлений документоведения в современных школах.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Принципы кодификации русского языка
Кредитов: 5Дисциплина направлена на соблюдение норм литературного языка. Кодифицированные нормы едины и обязательны для всех носителей русского языка, устанавливаются специалистами-фиолологами и фиксируются в справочниках и словарях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Современный литературный процесс
Кредитов: 5Данный курс как важный этап в развитии русской словесности нацелен на изучение сосуществования и взаимодействия в ней различных эстетических систем (реализм, модернизм, постмодернизм); творческих поисков писателей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
История русского литературного языка
Кредитов: 5Содержание дисциплины направлено на фундаментальную теоретическую подготовку бакалавра образования по профилю «Русский язык и литература» в области истории языка и на практическое овладение обучающимися приемами и алгоритмами историко-лингвистического анализа.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Инновационные технологии и методика организации процесса обучения русской литературе в школе
Кредитов: 5Курс направлен на изучение современных инновационных технологий и методики организации процесса обучения русской литературе в школе: критическое мышление через чтение и письмо, игровые и информационные технологии, интенсификацию схемных и знаковых моделей
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Общее языкознание
Кредитов: 5Дисциплина завершает общеязыковедческую подготовку обучающихся, формирует знания по теории и методологии языкознания с учетом смены научных парадигм, их эволюции и преемственности, а также способствует выработке у студентов навыков научного подхода.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Русская литература рубежа ХХ-ХХI веков
Кредитов: 5Содержание курса направлено на формирование знаний о современном литературном процессе, охватывающем широкий круг художественных явлений: от «другой прозы» 1980-х гг. до постмодернизма и постреализма 1990-х гг. и эстетических поисков начала XXI в. В рамках предмета рассматриваются вопросы взаимодействия литературы внутри страны и литературы третьей волны эмиграции, роль неофициальной литературы и Самиздата, литература 1980-х– 1990-х годов как многоуровневая система, существовавшая в определенном культурном контексте, смена художественных парадигм, линейное и нелинейное развитие художественных процессов, понимание искусства ХХ века в его целостности, литература 2000-х гг.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
История лингвистических учений
Кредитов: 5Дисциплина дает представление о диахроническом развитии языка как целостного знакового механизма общения. Цель дисциплины заключается в том, чтобы на фоне краткого очерка истории лингвистических учений показать основные направления развития.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Методика преподавания русского языка по программам обновленного содержания в средней школе
Кредитов: 5Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системных теоретических знаний, прочных умений и навыков в области методики преподавания русского языка по программам обновленного содержания в средней школе.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Код ON6
иметь знания об общественной природе и функциях языка, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития
-
Код ON1
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения
-
Код ON5
обладать достаточным уровнем правосознания, исполнять профессиональные обязанности и принципы культуры поведения и этические нормы общения
-
Код ON11
владеть навыками анализа художественного произведения в широком историко-литературном контексте, ориентироваться в современной литературной ситуации; знать нормативные документы в области образования, уметь разрабатывать учебно-инструктивную документацию
-
Код ON10
осуществлять методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся с учетом психофизиологических особенностей возрастного развития учащихся
-
Код ON2
использовать цифровую технологию, различные виды информационно-коммуникационных технологий по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации и применять предпринимательские знания в различных сферах жизнедеятельности.
-
Код ON12
знать закономерности функционирования языковой системы в синхроническом и диахроническом аспектах
-
Код ON9
знать основные этапы развития русской, мировой литературы, уметь выделять их типологические черты, знать основные этапы жизни и творчества наиболее ярких поэтов и писателей.
-
Код ON3
применять философские знания для формирования мировоззренческой позиции, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
-
Код ON7
понимать отношения системности языковых единиц, представленные в системе лингвистических дисциплин, направленных на изучение определённого уровня языка
-
Код ON8
знать и квалифицированно интерпретировать различные типы текстов произведений русской и мировой литературы от античной до современной
-
Код ON4
обеспечить полноценную социальную и профессио-нальную деятельность методами и средствами физиче-ской культуры, владеть культурой безопасности, обладать экологическим сознанием