Действующая образовательная программа

6B02203 Археология и этнология в КарГУ им. Букетова

  • Каменный век Казахстана
    Кредитов: 5

    Рассматриваются вопросы истории изучения и основные проблемы каменного века Казахстана, характеристика и тенденции развития культуры населения Казахстана в каменном веке. Изучение археологических культур, их периодизации и генезиса, техники каменного века. Понимание закономерностей и фактов каменного века Казахстана, анализ артефактов, определение их функционального назначения. Умение датировать, устанавливать культурную принадлежность.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в археологию
    Кредитов: 5

    Изучается прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов, археология поставляет основную часть информации о дописьменном и частично письменном периоде.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историческая ономастика
    Кредитов: 5

    Различные уровни и функции значения имени: доономастическое, ономастическое, отономастическое. Связь ономастики с лингвистикой, особенно с таким ее разделом как история языков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Вспомогательные исторические дисциплины
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для изучения истории возникновения и развития основных разделов вспомогательных исторических дисциплин. Место и роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении исторических источников; методика применения знаний по вспомогательным историческим дисциплинам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Доисторическая эволюция человечества
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для изучения возникновения, становления и разложения первобытного общества на продолжении более 2,5 млн. лет и зарождение частной собственности, классов, эксплуатации и государства. Основу курса составляют такие коренные вопросы: возникновение человека; зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности; возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Всемирная история
    Кредитов: 4

    Рассматриваются вопросы развития зарубежных государств. Историография вопроса. Мировое сообщество. Знания в области всемирной истории.Знание основных закономерностей общественно-политического и социально-экономического развития изучаемых стран, важнейшие события их истории. Систематизация материалов источников и специальной литературы, использование сравнительно-сопоставительного метода при изучении истории стран мира.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Древняя и средневековая история Казахстана
    Кредитов: 5

    Рассматриваются вопросы проблемы изучения Древнего Казахстана. Дать характеристику развития культуры населения Казахстана в древности. Общая характеристика средневековой эпохи: особенности, источники, историография. Тюркская эпоха: экономика, политика, культура. История Тюркских каганатов. Городская культура. Монгольский этап в средневековой истории Казахстана. Образование казахского ханства: история, политика, экономика, культура. Казахские ханы: роль и деятельность политика.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Введение в этнологию
    Кредитов: 5

    Изучается становление науки, предмет, методы. История этнологической мысли. Современная наука о сущности этноса и этничности. Классификация этнических общностей. Этническая история и этногенез. Основы этнической психологии. Этнические стереотипы и образы народов мира Этническая культура. Межэтнические коммуникации. Современная этническая картина мира

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Прикладной бизнес
    Кредитов: 5

    Изучается с целью формирования знаний о теории и практике предпринимательства как система экономических, организационных и правовых отношений предпринимательских структур. Подробно рассматривается система планирования, расчета и прогнозирования деятельности предприятия; методики разработки бизнес-плана в экономической сфере, элементы комплекса маркетинга; расчеты потребности предприятия в основных фондах, материальных ресурсах, оборотных средствах; классификация организационных структур хозяйствующих субъектов; показатели финансово-экономической целесообразности реализации бизнес-плана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Экология и оcновы безопасности жизнедеятельности
    Кредитов: 5

    Рассматриваются основы развития общества и природы, современные подходы рационального использования природных ресурсов, правового регулирования безопасности жизнедеятельности, прогнозирование развития негативных воздействий и оценки последствий чрезвычайных ситуаций. Изучаются вопросы состояния популяций живых организмов, степени нарушенности экосистем, структуры и динамики популяций; механизмы взаимодействия живых организмов в сообществе, основные экологические проблемы современности, безопасное взаимодействие человека со средой обитания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Историческое краеведение
    Кредитов: 6

    Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения. Становление и развитие краеведения в Казахстане. История создания историко-краеведческих музеев. Школьное краеведение.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Основы права и антикоррупционной культуры
    Кредитов: 5

    Рассматриваются основные понятия о государственно-правовых явлениях, изучаются основы конституционного права Республики Казахстан; правоохранительные органы и суд в Республике Казахстан; основы административного права Республики Казахстан; основы гражданского права и семейного права в Республики Казахстан; трудовое право и право социального обеспечения в Республики Казахстан; правовая ответственность за коррупционные деяния; формирование антикоррупционной культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Бронзовый век Казахстана
    Кредитов: 6

    Изучение бронзового века Казахстана, формирование представления по данному этапу и проследить развития общества этого периода. Периодизация, историография, археологические культурное хозяйство, социальная структура. Анализ исторические события, происходившие в Казахстане в эпоху бронзы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Древняя металлургия и горное дело Казахстана
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует знания о древней металлургии и горном деле Казахстана, понимание процесса формирования очагов и центров древней металлургии племен Казахстана. История исследования и историография вопроса. Горнорудное производство, месторождения руд, типология горных выработок медной руды. Металлургия меды, бронзы, железа, олова, свинца, серебра, золота. Значение и роль метола в древних обществах.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Запад и Восток в XVII-XXI веках
    Кредитов: 6

    Курс предназначен для изучения социально-экономического и политического развития Европы, Америки, Азии и Африки XVII-XX вв. Возникновение капитализма, колониальные империи, войны за передел мира, первая и вторая мировые войны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • История архивных учреждений Казахстана
    Кредитов: 4

    Основные этапы истории становления и развития архивных учреждений Казахстана. Формирование и развитие отечественных архивов, их роль в сохранении всемирного историко-культурного наследия. Принципы и методы работы архивных учреждений на разных уровнях. Архивные ресурсы, виды и содержание документов. Значение архивных данных в исторических исследованиях по истории Казахстана. Способы формирования навыков работы с архивными документами как историческими данными как результат дисциплины.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Архивоведение
    Кредитов: 4

    Курс предназначен для изучениясодержания архивных организаций и их место в исследовательской деятельности историков-исследователей и историков-практиков. Содержание архивных организаций и их место в исследовательской деятельности историков-исследователей и историков-практиков. Принципы и методы работы архивных учреждений на разных уровнях. Правила хранения документов в архивных ресурсах. Роль и место архивных документов в исследовательской и экспериментальной деятельности историка. Важность архивных данных в исторических исследованиях по истории страны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Новая и новейшая истоpия зарубежных стран
    Кредитов: 6

    Курс предназначен для изучения социально-экономического и политического развития Европы, Америки, Азии и Африки XVII-XX вв. Возникновение капитализма, колониальные империи, войны за передел мира, первая и вторая мировые войны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Этнография народов мира (Этнография народов Евразии, Этнография народов Австралии, Африки и Америки)
    Кредитов: 4

    Изучается с целью формирования знаний о культуре, быте, возникновении народов мира. Предмет, цель и задачи курса Этнография народовмира. Историография проблемы.Изучить историю возникновения и развития этнографии, основные теоретические проблемы, расогенез, этногенез, этническую историю, духовную и материальную культуру народов мира. Этнический состав, географическое положение, виды хозяйств, повседневный быт, семейные отношения.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Геоморфология
    Кредитов: 6

    Рассматривается вопрос рельефа, т.е. совокупность неровностей земной поверхности, разных по форме, происхождению, возрасту и истории развития. Рельеф поверхности Земли – это комплекс форм, которые имеют определенное геологическое строение и подвержены постоянному воздействию атмосферы, гидросферы и внутренних сил Земли.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Средневековая городская культура Казахстана
    Кредитов: 5

    Характеристика археологических памятников – городищ - по культурно-этническим ареалам средневекового периода. Знания по средневековым городам Казахстана. Совокупность сведений о средневековых городах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • IT технологии в науке и образовании
    Кредитов: 4

    Процесс информатизации образования в Республике Казахстан. Использование средств IT-технологий в образовательном процессе в высшей и средней школе. Цифровое образование. Использование Интернет-технологий в образовательном процессе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Среднeвековая археология Казахстана
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для изучения археологических памятников Казахстана. Особенностей средневековой археологии Казахстана, характеристика археологических памятников. Анализ исторических событий, происходившие в Казахстане в период средневековья.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Этапы развития школьного исторического образования в Республике Казахстан
    Кредитов: 5

    Возникновение и развитие методологии преподавания истории в Казахстане. Педагогические взгляды и произведения Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, Ы. Алтынсарина. Труды казахской интеллигенции по организации школьного образования: А. Байтурсынов, М. Дулатов Ж. Аймауытов, С. Асфендияров, Е. Бекмаханов и другие. Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан. Инновации в преподавании истории.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Военная история кочевников
    Кредитов: 4

    Курс изучает историю формирования военного дела кочевников. Факторы обуславливавшие эффективность воинской доктрины кочевых народов. Эволюция предметов вооружения. Участие в войнах древнего мира и средневековья. Военное искусство казахов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Педагогическая психология
    Кредитов: 5

    Методология, научные системы и основы педагогики и психологии. Проявление человеческого воспитания в исторические эпохи. Реальность педагогики и психологии. Напряженное психическое и чувственное воспитание - начало педагогической психологии (Новый психофизиологический подход). Великие Учителя. Основы педагогической психологии и их этнопедагогический характер. От Фараби до Абая. Право и мораль. Психологическая помощь. Образовательная сущность педагогических работ Абая. Психология культуры. Педагогическая психология, ее основные положения. Педагогическая психология - психологические основы дидактики, проблемы преподавания и обучения, проблемы ориентации и проблемы детских умений и др. психологияобразования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Основы геодезии и картографии
    Кредитов: 6

    Рассматриваются вопросы геодезии, определение формы и размеров Земли и её гравитационного поля. Наряду с этим геодезия решает задачи, связанные с изучением Земли: исследование горизонтальных и вертикальных смещений земной коры, земных полюсов, материков, разностей высот морей и океанов. Картография формирует картографическое мировоззрение будущих специалистов и сообщает им знания о способах отражения окружающего мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Психология и развитие человека
    Кредитов: 5

    Изучается сущность психологии как науки и естественнонаучной дисциплины. Психология - это наука, которая стремится взаимодействовать с внешней средой, а также с менталитетом человека как личности, с его разнообразными чувствами, аффективными, интеллектуальными и другими врожденными функциями. Поведение и его формирование, мыслительные процессы, эмоции и темперамент, отношения между людьми, людьми и т.д. Основные психологические понятия и определения. Методологические, теоретические и методологические основы исследований в области психологии развития. Основные принципы теории личности, теории функционирования, нормативно-правовые и концептуальные документы в области образования, как система образовательных профессиональных услуг и формирование компетентного специалиста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Новая и новейшая история Казахстана
    Кредитов: 5

    Изучается с целью формирования знаний о роли и места новой истории Казахстана в общем курсе Отечественной истории. Исторические события, явления и факты, происходившие на территории Казахстана в период Нового времени. Присоединение Казахстана к России. Национально-освободительные движения на территории Казахстана. Роль и место Казахстана в мировом сообществе на современном этапе. Данные новейшей истории и их особенности.

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Методика преподавания истории
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для изучения становления и развития методики преподавания истории в Казахстане. Современная стратегия, нормативные документы по развитию исторической науки в школах Республики Казахстан. Методика и методика преподавания истории дисциплины. Классные методы обучения. Визуальные инструменты: виды, виды деятельности и значение. Использование RTF и компьютерных возможностей. Форма организации воспитательной работы по исторической дисциплине. Урок является основной формой организации воспитательной работы. Требования к уроку современной истории. Использование интерактивных, инновационных методов и технологий в преподавании истории. Образовательные возможности истории. Междисциплинарные и междисциплинарные связи в преподавании истории. Использование исторических данных и документов, краеведение и региональные материалы на уроках истории.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Методы археологических и этнологических исследований
    Кредитов: 5

    Общефилософские методы в археологии и этнологии. Специально научные методы в археологии и этнологии - разведки, раскопки, полевые исследования и т.д. Ознакомление с основными методами археологической и этнологической науки

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Мировые музеи
    Кредитов: 5

    Появление музея. Храмы, храмы, пинакотеки. Собрание музейных предметов Древней Греции, Древнего Рима. Храмов и их сокровищ. Древний и средневековый Восток. Музеи Франции. Музеи Испании. Музеи Америки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Теоретическое источниковедение
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для изучения теоретических и методических основ дисциплины. Разработка методики и методологических знаний источниковедения исследований. Раскрытие зависимости от исторической методологии и общенаучных методов исследования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Музееведение
    Кредитов: 5

    Изучается основные направления деятельности и деятельности музея. Методология музея. Формирование первых музеев на территории Казахстана в научном учреждении. Музейный фонд, структура и экспозиция. Основы легитимности музея. Систематическая классификация и классификация музеев. Музейная система советской эпохи и история музеев независимого Казахстана. Центральный музей Республики Казахстан. Мировые музеи. Деятельность музея в краеведении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Методология истории
    Кредитов: 4

    Курс изучает фундаментальные знания о генезисе. Методы, подходах и принципах методологии исторического исследования, Специфика исторического познания, Объект и предмет исторической науки. Процесс становления и развитие философии истории, категории и характер исторического процесса, развитие научного познания и методы эмпирического и теоретического исследований. Современные проблемы исторического процесса в концепциях ведущих ученых-исследователей различных научных школ.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Культура Центральной Азии и Казахстана
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для выявления общих тенденций развития и региональных специфических проявлений культуры, вклад в общемировую культуру народов Центральной Азии и Казахстана на различных этапах исторического развития.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Цифровые технологии в археологии
    Кредитов: 5

    Цифровые технологии в документации археологического раскопа. Цифровые технологии в документации результатов раскопок. Применение методов 3D-визуализации. Геоинформационные технологии в археологическом исследовании. Управление базами данных в археологии. Программное обеспечение для управления беспилотными летательными аппаратами. Применение графических редакторов в работе с археологическим материалом. Цифровые технологии в статистическом исследовании. Работа с картографическими онлайн-сервисами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Зарубежная археология
    Кредитов: 6

    Рассматриваются вопросыархеологии зарубежных стран, как как отдельного предмета с его проблематикой, основными теоретическими установками, современным уровнем и перспективами развития. Прошлое зарубежных стран, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов, археология поставляет основную часть информации о дописьменном и частично письменном периоде.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Демография и статистика населения
    Кредитов: 5

    Изучается с целью формирования знаний об истории демографии как науки, источники данных о населении, численность и структура населения, рождаемость, смертность, продолжительность жизни населения, брачность и разводимость, миграция населения, семья как объект демографического изучения, демографическое прогнозирование и политика, развитие населения мира, этнодемографические процессы в Казахстане в XIX - XXI вв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Историография
    Кредитов: 5

    Проблемы развития основных теоретических и методологических аспектов историографии. Изучение исторического массива данных, изучение исторического терминологического устройства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Археология Центральной Азии
    Кредитов: 5

    Изучение археологии Казахстана и Центральной Азии, как науки и ее методов, проблематики, основных теоретических установки, в соответствии с современным уровнем и перспективами развития. Прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Этнопедагогика
    Кредитов: 5

    Изучается этапы исторического развития и современного состояния этнопедагогики; особенности этнического воспитания и их определяющие факторы; цели, содержание, методы и средства народного воспитания. Содержание народного образования и его актуальные проблемы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Историческая антропология
    Кредитов: 5

    Изучается с целью выявления новогонаправления в исторической науке, которая изучает социокультурную историю человечества с помощью методов исторической, антропологической наук и культурных исследований. Междисциплинарность, основные школы и концепции. Зарождение исторической антропологии. Школа «Анналов». История повседневности. Американская, европейская, российская школы исторической антропологии.

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Отечественная историография истории Казахстана
    Кредитов: 5

    Курс предназначен для изучения актуальных вопросов древней и средневековой истории Казахстана, новой и новейшей истории. Логика и парадигмы научного познания в истории. Становление и развитие историографии как системы научных знаний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Историческая демография
    Кредитов: 5

    История демографии как науки, демографические представления в древности и средневековья, становление и развитие демографии как науки в новое и новейшее время. Демографические школы и концепции. Зарубежная и отечественная историография о демографической науки. Проблемы миграции, рождаемости, смертности, брачности, роста населения и перенаселения. Демографическое прогнозирование и политика. Этнодемографические процессы в Казахстане в XIX - XXI вв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Теоретическая этнология
    Кредитов: 5

    Курс включает теоретические и прикладные проблемы классической и современной этнологии. Основное направления этнологических школ и концепций. Теории этноса и этногенеза. Конструктивистский и инструменталистский подходы к исследованию этничности. Теория этнической культуры. Традиционная культура и современность. Межэтнические коммуникации. Теории этнокультурного взаимодействия. Этнические конфликты: природа, способы их предотвращения и разрешения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Музейная педагогика
    Кредитов: 5

    Функции музейной педагогической деятельности и основные направления ее развития в условиях преобразования современного общества, социально-этические ценности, основанные на традициях, обычаях, общественных нормах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Археология Казахстана
    Кредитов: 5

    Изучение археологии Казахстана и Центральной Азии, как науки и ее методов, проблематики, основных теоретических установки, в соответствии с современным уровнем и перспективами развития. Прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Этногенез и этническая история казахов
    Кредитов: 5

    В рамках данной дисциплины студент изучает основы этногенетических процессов, проблемы этногенеза и этнической истории, этнического состава казахов. Основы этнографических исследований, общая система классификации этногентических, этнических явлении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Код ON1

    Применяет знания об обществе как целостной системе и человеке, роли духовных процессов в современном обществе, правовых интересах сторон в сфере защиты прав физических и юридических лиц, экономических и социальных условия осуществления предпринимательской деятельности, воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; утверждает в своей профессиональной деятельности собственную гражданскую позицию на приоритетах конкурентоспособности, прагматизма, взаимопонимания, толерантности и демократических ценностей современного общества.

  • Код ON12

    Осуществляет научные исследования, опираясь на общую методологию истории, источниковедение, историографию, историческую демографию.

  • Код ON7

    Опирается на современные знания о древней и средневековой истории мира и Казахстана в процессе научного поиска. Анализирует закономерности развития доиндустриальных обществ и бытовавшие в них формы общественных отношений.

  • Код ON9

    Руководствуется деятельностным, личностно-ориентированным и технологическим подходами в организации, планировании и управлении педагогическим процессом организаций образования; владеет навыками использования теоретико-методологических основ педагогической науки для адекватного перевода теоретических знаний в плоскость практического применения; применяет знания закономерностей, принципов, воспитательных механизмов, форм, методов и средств в осуществлении педагогического процесса в организациях образования.

  • Код ON4

    Владеет принципами методологии и философии науки, использует общенаучные методы познания.

  • Код ON6

    Анализирует процесс становления человеческого общества в догосударственную и дописьменную эпоху. Проецирует процесс биологической эволюции человека на социокультурные процессы.

  • Код ON11

    Имеет детальное знание анатомии и физиологии человека, понимание широкого спектра вопросов школьной гигиены, применяет средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма.

  • Код ON3

    Применяет методы этнографической науки, собирает и интерпретирует сведения о культуре народов Казахстана и мира в полевых и камеральных условиях.

  • Код ON5

    Применяет методы хранения вещественных и документальных средств передачи и хранения исторической и историко-культурной информации. Обеспечивает их сохранность и доступ к ним со стороны общественности.

  • Код ON2

    Применяет методы археологической науки, реконструирует ход исторических событий на основе изучения вещественных источников.

  • Код ON10

    Решает реальные коммуникативные задачи в определенных ситуациях общения и профессиональной деятельности посредством ИКТ-технологии.

  • Код ON8

    Опирается на современные знания о новой и новейшей истории мира и Казахстана в процессе научного поиска. Анализирует закономерности процесса становления и развития индустриальных обществ и связанную с ним трансформацию общественных отношений.

Top