7M02320 Лингвистика(Ғылым ордасы) в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Обеспечить обучающихся фундаментальной теоретико-методологической базой и практическими навыками в области современных направлений лингвистики, а также в области смежных наук, гарантирующих высокую профессиональную компетентность и социальную мобильность в современном меняющемся мире.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M057 Лингвистика
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
-
Функциональное направление в грамматике и методы исследования
Кредитов: 6Цель дисциплины – ознакомить магистрантов с основными понятиями функциональной грамматики, сформировать способность исследовать языковые явления в функциональном аспекте. В ходе изучения предмета рассматриваются основные понятия функциональной грамматики, разные методы исследования в грамматике; различия структурной и функциональной грамматики; методы и способы исследования функционального направления какого-либо языкого явления.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Академический дискурс
Кредитов: 6Цель - сформировать способности понимания и анализа системных характеристик академического дискурса, включающих его общие дискурсивные, родовые и видовые институциональные признаки. Дисциплина направлена на изучение академического дискурса как одного из типов дискурса, его системообразующих признаков, проявлений в речи.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Организация и планирование научных исследований (англ)
Кредитов: 6Дисциплина направлена на изучение основополагающих принципов, методов, стратегий и форм научного исследования, работы с источниками и базами данных и имеет цель сформировать способность проведения исследований в конкретной области. Курс обучает магистрантов теоретико-методологическим основам для процесса самостоятельного получения новых знаний, работы с ключевыми научными категориями и практической реализации научных исследований.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Психология управления
Кредитов: 3Дисциплина направлена на формирование социально-психологической компетенции по объективной оценке психологических теорий управления и лидерства, динамики группового развития и командообразования, особенностей психологии масс и толпы, психологических теорий коммуникации и стратегии разрешения конфликта, необходимых для своей профессиональной деятельности в рамках управленческих взаимоотношений
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Статолингвистика
Кредитов: 6Цель дисциплины – познакомить магистрантов с общими положениями теории и практики статолингвистики, дать представление о типологии и структуре частотных словарей, сформировать способность составить частотных словарей любого текста. В курсе изучаются - история становления мировой и отечественной лингвостатистики, а также история создания частотных словарей казахского языка; - основные методы составления частотных словарей; - методика проведения и описания по частотным данным всех языковых единиц.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Иностранный язык (профессиональный)
Кредитов: 6Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий
Год обучения - 1
Семестр 1
-
История и философия науки
Кредитов: 3Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Педагогика высшей школы
Кредитов: 3Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Функционально-семантические поля казахского языка
Кредитов: 9Цель дисциплины - сформировать способность исследовать функционально-семантические поля универсальных категорий языка. Дисциплина направлена на изучение: функций единиц грамматического строя языка, закономерностей функционирования этих единиц во взаимодействии с разноуровневыми элементами, ономасиологических принципов формирования, построения грамматических категорий в их функциональной активности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Методика и практика создания национальных корпусов
Кредитов: 9Цель дисциплины – сформировать знания об основных теоретических и методических подходах изучения корпусной лингвистики, об опыте создания корпусов. Курс направлен на изучение методов разработки лингвистических (морфологияческих, семантических, синтаксических, фонетических и др.) и экстралингвистических (мататекстовых) разметок; методов создания Национальных корпусов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Теория и практика деловой коммуникации
Кредитов: 6Цель – изучение теории и практики деловых коммуникаций для обеспечения овладения магистрантами знаний и навыков профессиональной и эффективной деловой коммуникации, выстраивания конструктивных деловых отношений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: организации и реализации коммуникаций (виды общения, функции деловых коммуникаций, вопросы создания документов, презентаций, выступлений перед аудиторией; организации деловых переговоров и совещаний); этика, этикет и культура делового общения; современные тенденции в развитии коммуникационных технологий, критерии оценки эффективности коммуникаций, современные системы управления коммуникациями.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Фоносемантика
Кредитов: 9Цель дисциплины – познакомить магистрантов с историей развития фоносемантического направления в науке о языке; основными проблемами фоносемантических исследований; с возможностями фоносемантического анализа художественного текста. В ходе изучения дисциплины расскрываются: - этапы становления изучаемой дисциплины как самостоятельной области знаний и ее соотношение с исходными и смежными науками; - методы фоносемантического анализа; - навыки фоносемантического анализа в области художественного текста.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Теория и практика ономастических исследований
Кредитов: 9Цель дисциплины – изучение теории и методологии ономастических исследований. Дать базовые теоретические сведения об ономастической науке, сформировать целостное представление о практических, ортологических проблемах, социополитическом, этнокультурном, антропоцентрическом аспектах, о методах и приемах ономастического исследования. Дать магистрантам представление о стандартизации, транслитерации, переименовании и др. актуальных проблемах ономастики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Культурология в аспекте языка
Кредитов: 9Цель – познакомить с основными постулатами лингвокультурологии, методами исследования; универсальным и культурно-специфическим, духовной и материальной культурой этноса; изучить возможные пути исследования национальных ментально-лингвальных комплексов (эталоны, стереотипы, паремиологический фонд, национальная картина мира и др.). А также сформировать способность проводить лингвокультурологический анализ на лингвокультурем казахского языка.
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Казахская паралингвистика
Кредитов: 9Цель дисциплины – знакомство с видами невербальных элементов, анализ семантики, коммуникативной функции, формирование навыков использования полученных знаний в написании научного труда. В ходе изучения дисциплины расскрываются: - классификация и типология жестов; - функциональный, коммуникативный аспекты и семантика параэлементов; - универсальные, национальные жесты, мимики в контексте с менталитетом; - методы анализа кинесики, такесики, просодических невербальных элементов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Казахский синтаксис в функциональном аспекте
Кредитов: 9Цель дисциплины – сформировать целостное представление об особенностях синтаксического строя казахского языка, описать казахский синтаксис в функциональном аспекте. Задачи курса: усвоить систему основных понятий и терминов функционального синтаксиса; ознакомить с типологией основных синтаксических единиц, основаниями этой типологии и историей формирования современных синтаксических представлений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Код ON12
Владеть анализом кинесики, такесики, просодических невербальных элементов речи, могут применять методы и способы функционального направления во время исследования какого-либо языкого явления;
-
Код ON10
Планировать и знать правила и особенности делового этикета в различных деловых ситуациях; аргументировать свои идеи, уметь выбирать эффективный вариант высказывания и решать проблемы профессионального дискурса сотрудников.
-
Код ON8
Презентовать и обосновать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки.
-
Код ON9
Иметь целостное представление о практических, ортологических проблемах, социополитическом, этнокультурном, антропоцентрическом аспектах, о методах и приемах ономастического исследования, а также обобщать результаты исследования.
-
Код ON1
Применять и решать задачи, на основе целостного представления о научных парадигмах общего языкознания, возникающие в профессиональной деятельности; сформулировать результаты знания.
-
Код ON2
Овладеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, применять свои знания в педагогической практике; использовать иностранный язык в профессиональной (производственной и научной) деятельности, а также для целей самообразования.
-
Код ON5
Знать теоретических основ статолингвистики, владеть технологией составления частотных словарей, уметь составлять частотные словари, а также анализировать частотность лингвистических единиц.
-
Код ON6
Уметь планировать исследования, овладеть стилем академического письма и речи, формировать навыков написания и устной речи академических работ;
-
Код ON7
Разрабатывать языковые корпусы казахского языка в сопоставлении с другими языковыми корпусами в зависимости от сложности, системности, объема языковых уровней, текстового материала, а также использовать языковые корпусы в научных исследованиях.
-
Код ON3
Управлять научными учреждениями в области лингвистики, разрабатывать стратегии программы научных исследований, организовать дискуссионные площадки, форумы и конференции, применяя инновационный, стратегический менеджмент.
-
Код ON4
Конструировать, планировать различные типы занятий разнообразными педагогическими методами, формировать и демонстрировать качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров новой формации на принципах тесной интеграции науки, образования и инноваций.
-
Код ON11
Делать критический обзор исторического материала и этапов формирования отечественной и зарубежной лингвокультурологии; интерпретировать особенность национального кода этноэдиниц.