6B02208 Археология, этнология и антропология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Сформировать у бакалавров базовые знания (и представления), ключевые компетенции, практические (профессиональные) умения и навыки, позволяющие осуществлять поиск необходимой информации, анализ и проверку ее достоверности и использовать в реализации полевых археологических и этнографических исследований, экспертной, проектной деятельности в данных сферах. Профессиональная подготовка бакалавров, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками для исследования происхождения и эволюции человечества, компетентных в анализе развития человечества, через изучение материальных остатков прошлого, принимающих участие в исследованиях по происхождению, социальным устоям и взаимоотношениям человеческого общества.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
-
Древняя история Казахстана
Кредитов: 7Основной целью курса является изучение древней истории Казахстана. Содержание курса охватывает эпохи палеолита, мезолита, неолита и энеолита. Особое внимание уделяется гипотезам происхождения человека (антропогенез); политическому, социально-экономическому, культурному развитию, природным условиям, экономике и быту, появлению медных орудий, существовавших наряду с каменными орудиями, а также социальным отношениям в бронзовом веке на территории Казахстана. Студент должен продемонстрировать фундаментальные знания о древней истории Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Введение в специальность
Кредитов: 6Цель курса: Формирование базовых знаний в области археологии и этнологии. Задачи: раскрыть значение археологии и этнологии как основные науки в системе исторических дисциплин; рассмотреть понятие памятник археологии, археологическое наследие, археологическая периодизация, этнос, этнологические школы, антропология; изучить основные археологические культуры на территории Казахстана; научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
История мировых религий
Кредитов: 6Цели изучения учебной дисциплины: научить студента ориентироваться в мире религиозных учений, понимать разницу мировоззренческих систем основных религиозных конфессий, сформировать свое понимание закономерностей и особенностей трансформации религиозных традиций в условиях модернизации западных и восточных обществ Нового и Новейшего времени, разбираться в истоках и развитии религиозных традиций и сект современного мира.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Культурогенез казахского народа
Кредитов: 6Целью курса является изучение эволюции и динамики традиционной культуры казахского народа в контексте традиционной культуры народов Евразии. Обучающиеся ознакомятся с процессом зарождения и становления культуры в Евразийских степях, развития производственной деятельности человека. В ходе изучения дисциплины, обучающиеся смогут разбираться в типах культур, будут способны в проведении исследований по изучению этнической культуры казахов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
Кредитов: 5Цель: дать знания способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, безопасность окружающей среды человека, экологические факторы и глобальные изменения качества ОС и их последствия. Вопросы: экобезопасность водных ресурсов, воздушного бассейна, деградация истощение земельных ресурсов, экологические риски, продовольственная безопасность, природные и техногенные бедствия, связанные с антропогенной деятельностью и способы защиты от них. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, СРСП.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Культура речи
Кредитов: 5Цель курса «Культура речи» – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Главные критерии культуры речи – правильность и коммуникативная целесообразность, а также точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Овладение навыками основных видов речевой деятельности способствует повышению эффективности речевого общения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Этносоциальная структура казахского традиционного общества
Кредитов: 6Цель дисциплины - изучить специфику этносоциальных групп в казахском обществе (торе, хожа, бии и батыры). Обучающиеся познакомятся с общественной организацией казахов XV-XVII вв., делением казахского общества на белую кость и черную кость, смогут выявлять признаки, различавшие указанные группы. Также обучающиеся узнают основные группы, в которое входило казахское население.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Демографическая структура и расселение казахов
Кредитов: 6Формирование у студентов углубленных знаний о демографической структуре населения Казахстана и расселении казахов по регионам в ее статике и динамике в ХVIII – начале ХХ вв. Обучающиеся смогут применять знания по демографической структуре и расселению казахов, истории развития этнографической науки Казахстана, исследовать происхождение и эволюцию человечества путем изучения меняющихся характеристик культурных и социальных институтов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Рухани жаңғыру
Кредитов: 5В условиях современной реальности, фундаментальным принципом развития общества должно стать стремление молодежи к знанию, к прагматизму, к конкурентоспособности. Восприимчивость и открытость сознания студенческой молодежи – главное условие эффективной реализации модернизации общественного сознания.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Антикоррупционная культура
Кредитов: 5Цель изучения учебной дисциплины - раскрытие таких категорий, как право и государство, дать необходимое общее представление студентам о национальных отраслях права, ознакомление с основными нормами права Республики Казахстан, в том числе нормативно-правовыми актами в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права Казахстана.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Предпринимательство и бизнес
Кредитов: 5Данный курс включает три направления: бизнес администрирование, экономика, социальные и экологические рамки жизнедеятельности; бизнес идея и разработка бизнес плана. Особое значение в курсе уделяется важности формирования таких позиций как персональная ответственность, мотивация, дух инноваций, любопытство и ответственность перед обществом.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Цифровые технологии по отраслям применения
Кредитов: 5Дисциплина рассматривает этапы внедрения и реализации Государственной программы РК «Цифровой Казахстан», цифровые платформы оказания электронных услуг, способы внедрения и использования цифровых технологий в различных профессиональных областях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Исторические формы хозяйства казахов
Кредитов: 6Изучение настоящего курса предусматривает формирование системы знаний по истории традиционной культуры казахов, а также организацию целенаправленной познавательной деятельности студентов по изучению этнической специфики важнейших компонентов, составляющих материальную культуру: поселения и жилища, хозяйственные постройки; комплект одежды и украшений; система питания и предметов быта и утвари, а также обрядово-ритуальный комплекс, органично вплетенный в ткань традиционной культуры. Курс рассматривает историю формирования хозяйственно-культурных типов, их взаимосвязь с природными условиями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Ислам в Казахстане: традиции и современные тенденции
Кредитов: 5Данный курс является научной и учебной дисциплиной, призванной научить студента ориентироваться в мире религиозных учений, понимать мировоззренческую систему исламской религии, сформировать свое понимание закономерностей и особенностей трансформации религиозных традиций, разбираться в истоках и развитии религиозных традиций ислама в Казахстане. Различные региональные формы ислама, его особенности у разных народов, представляют собой важнейшие аспекты большого идеологического явления, под влиянием которой формируются нравственные устои народа, система его ценностей, его национальное самосознание, исторические традиции. Дисциплина нацелена на подготовку студентов к профессиональной работе в образовательных, научных, исследовательских учреждениях различного уровня.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Археологические памятники как объекты туризма
Кредитов: 5Целью дисциплины является формирование знаний об исторической значимости и ценности археологических памятников как объектов туризма, в том числе памятников, входящих в Юнеско. Обучающиеся смогут составлять туристические маршруты и карты археологических памятников Казахстана. Они смогу распознавать объекты регионального значения и объекты республиканского значения. Также, смогу определять объекты, входящие в Юнеско.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Доисторическая эволюция человечества
Кредитов: 5Это историческая дисциплина, основным объектом изучения которой является происхождение человека, становление общественных отношений, происхождение семьи, религиозных верований, культуры, зарождение важнейших форм хозяйственной деятельности человека – земледелие и скотоводство.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Палеолит Евразии
Кредитов: 6Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представление о палеолитической эпохе, системах хозяйственно и культурной адаптации, организации жилого пространства и психологии повседневности человека тог времени в рамках формирования профессиональных компетенций. Научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Археологические культуры эпохи неолитической революции
Кредитов: 5Понятие «неолитическая революция» введено английским археологом Г. Чайлдом. Содержание его отражает процесс становления производящего типа хозяйства. В археологическом контексте это событие произошло в эпоху неолита VII – V тысячелетие до н.э. Наиболее яркими археологическими культурами этого времени являются кельтеминарская, джейтунская, Анау, гиссарская, трипольская. На Урале и Казахстане известны чебаркульская, суртандинская, атбасарская культуры. Они соответствуют эпохе конца присваивающего хозяйства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Методы абсолютного датирования
Кредитов: 5Цель курса заключается в представлении и объяснении студентам специфики хронологии археологических памятников в древности и средневековье, а также место и роль хронологии в изучении археологических памятников; объяснить студентам чем обусловлены особенности абсолютной хронологии и ее изменения в истории. Обучить студентов специализированной методике применения абсолютной хронологии в археологических исследованиях; заложить у студентов основы системы знаний хронологии древности, как части классической истории и археологии; представить студентам историческую и археологическую периодизацию памятников и культур античности, как специфический объект.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Каменный век Центральной Евразии
Кредитов: 6Дисциплина Каменный век Центральной Евразии направлена на формирование у студентов целостного представления о современном состоянии исследований в области археологии каменного века, с выделением основных актуальных вопросов изучения материальной культуры данного периода, проблем происхождения человека и заселения древними популяциями территории Евразии, а также выработку навыков применения междисциплинарного подхода в изучении археологических комплексов каменного века.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Виртуальная 3D археология
Кредитов: 5Данный курс призван познакомить студентов с современными информационными технологиями, применяемыми в археологии, с ведущими достижениями в данной области и практическая работа с ее применением в исследовательской деятельности. Дисциплина ориентирована на получение студентами теоретических знаний и практических навыков разработки иллюстративных и аналитических электронных карт.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Теория археологии и физической антропологии
Кредитов: 6Целью курса является изучение актуальных проблем антропогенеза как одного из разделов физической антропологии. Задачи курса: определить место антропологии и физической антропологии в системе наук; рассмотреть этапы становления физической антропологии как научной дисциплины; рассмотреть основные современные теории антропогенеза; рассмотреть актуальные проблемы эволюционной теории антропогенеза.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Ранний железный век Центральной Евразии
Кредитов: 7Обьяснить причины появления кочевой цивилизации после бронзовой эпохи. Дать полную характеристику известным находкам, как «Алтын адам» обнаруженных в ходе археологических исследовании на территории Казахстана.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Бронзовый век Евразии
Кредитов: 7Обьяснить причины появления кочевой цивилизации после бронзовой эпохи. Дать полную характеристику известным находкам, как «Алтын адам» обнаруженных в ходе археологических исследовании на территории Казахстана.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Трансформация этнических стереотипов в условиях глобализации
Кредитов: 6Предметом изучения являются современные народы и этнические культуры Дисциплина предусматривает изучение эволюционных и трансформационных этнических процессов, имеющих место в современном мире, трансформацию этнических стереотипов в условиях глобализации. В результате ее освоения обучающиеся должны научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, в РК, научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности. Основные задачи учебного курса включают в себя раскрытие содержания понятий «этнос» и «этнические процессы» (ассимиляция, дифференциация, консолидация), а также объяснение связей между этническими общностями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Культурная антропология
Кредитов: 6Формирование обоснования неклассического направления в изучении и осмыслении предмета культурной антропологии, формирование критического творческого мышления обучающихся; приобретение знаний по проблеме культурной антропологии, познание, изучение проблемы человека как творца культуры. Изучение культуры первобытных, традиционных (оседлых и номадических), индустраильных и постиндцстриальных обществ.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Бронзовый век Центральной Евразии
Кредитов: 6Сформировать теоретические знания о содержании эпохи бронзы как особой исторической эпохи. Изложить достижения бронзового века. Изложить подробное описание андроновской культурно-исторической общности по ее отдельным периодам. Идентифицировать археологию Казахстана в системе знаний бронзового века Евразии и сравнивать исторические процессы эпохи бронзы во внутриконтинентальной материковой части Евразии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Сакская эпоха Центральной Евразии
Кредитов: 6Дисциплина направлена на формирование комплексных знаний по археологии эпохи ранних кочевых обществ, существовавших на территории Казахстана в период раннего железного века, на изучение археологических культур, их своеобразия и общности развития в рамках евразийского пространства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Теоретическая этнология
Кредитов: 5Современный человек, живущий в полиэтнической среде, не может успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений и конфликтогенных факторов. Задача настоящего курса состоит в том, чтобы дать студентам систематизированные знания по этнологии, которые будут им полезны и необходимы как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в условиях полиэтнического государства. Изучение основных теоретических концепций для исследования этносов, их этнической истории.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Отечествоведение
Кредитов: 5Цель дисциплины-сформировать целостное представление о теоретической и методической базе исследования местной истории с опорой на источники и определение основных исторических аспектов края в рамках всемирного исторического процесса. Обучающиеся получат знание и умение использовать основные методы исторического исследования при проведения краеведческой работы; расширят знания междисциплинарных связей.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Археология полиметаллической эпохи
Кредитов: 5Формирование у студентов знаний о функционировании в эпоху палеометалла человеческих обществ Евразии с различным хозяйственным и культурным укладом, влияние на их эволюцию ключевых изменений в жизни человечества времени зарождения производящего хозяйства и освоения основ металлургии меди и бронзы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Археологические проблемы каменного века
Кредитов: 5Целью курса «Археологические проблемы каменного века» является изучение основных характеристик и закономерностей культурного и технологического развития культуры на ранних этапах человеческой истории, а также усвоение общих и специфических принципов изучения палеолитических и неолитических комплексов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Актуальные вопросы средневековой археологии
Кредитов: 5Средневековая эпоха длится более тысячи лет (VI до XVII вв.) и состоит из трех периодов: раннее средневековье VI-IX вв.; развитое X-XIV вв; позднее XV-XVII вв. Каждый период насыщен историческими событиями. Наиболее фундаментальными проблемами являются: происхождение и становление степных империй от тюрков до Казахского ханства, этногенез тюрко и монголоязычных этносов, изучение материальной и духовной культуры уйгуров, кимаков, огузов, кипчаков, карлуков.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
История этнографического изучения казахов
Кредитов: 5Данный курс является научной и учебной дисциплиной, призванной сформировать у студентов знания по истории развития этнографической науки Казахстана и этнографических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, осуществлявших и продолжающих изучение культуры и быта казахов. Дисциплина нацелена на формирование у студентов знаний о формировании национальной этнографической школы в контексте общемировых и региональных тенденций развития исторической науки, познакомить студентов с основными трудами отечественных и зарубежных исследователей по этнографии казахского народа.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Методы научных исследований
Кредитов: 6Дисциплина направлена на подготовку студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий. В результате освоения курса обучающийся должен обладать системными знаниями о принципах построения научного исследования и основных этапах работы над ним, уметь использовать современные экспериментальные и теоретические методы исследования в предметной сфере, владеть способами осмысления и критического анализа научной информации.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Города Великого шелкового пути
Кредитов: 5Дать полную характеристику средневековым городам и городищам расположенных вдоль Шелкового пути и других караванно-торговых путей, их планиграфии, топографии, оборонительной системе, а также поисково-разведочным работам этих объектов; раскрыть основные факты истории тюркского мира и этапы функционирования Великого шелкового пути; особенности социально-экономического, политического и культурного взаимодействия тюркского мира с другими этносами и государствами; исторические понятия и термины, теории и гипотезы о Великом Шелковом пути и роли тюркских народов в его использовании; круг источников и историографию проблемы.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Музейное дело и охрана памятников
Кредитов: 6Дисциплина построена на изучении общих вопросов музееведения и особенностях научно-фондовой работы, культурной сущности музея и его значении в сохранении историко-культурного материального наследия. Знание основ музейного дела позволит в полном объеме использовать полученные знания в процессе сбора этнографических материалов и подготовке этнографических экспозиций.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Этнография детства казахов
Кредитов: 7Обогащение и углубление знаний о материальной и духовной культуре через изучение феномена детства как способа трансляции материальных и духовных ценностей народа. Изучение этнографических материалов о детстве позволит раскрыть специфику этнических механизмов трансляции, социализации и интеграции ребенка в казахском обществе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Основы организации архивного дела
Кредитов: 6Дисциплина дает теоретические и методические знания в решении вопросов архивного дела по выявлению новых документов. Знакомит с организацией архивного хранения и использования документального как историко-культурного наследия в качестве этнологического источника.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Социальная антропология: общество и этнос
Кредитов: 7Социальная антропология – межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. Часто употребляется как синоним культурной антропологии. Объектом исследования социальной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения – антропосоциогенез, системы родства и брака, родоплеменной строй и вождества, доместикация и неолитическая революция, социальная организация и типология традиционных обществ, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. Предметом изучения является социальная структура первобытных, традиционных (оседлых и номадических), индустраильных и постиндцстриальных обществ.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Методика преподавания гуманитарных дисциплин
Кредитов: 6Особое внимание уделяется основам методики преподавания в условиях обновленного содержания образования: изучению основных методических приемов, инновационных педагогических технологий в образовании, формированию навыков постановки целей и результатов обучения и оценивания, разработки дидактических материалов, организации самостоятельной работы обучающихся и интерактивных навыков в образовательной практике (коммуникация, креативность, критическое мышление, командная работа).
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Методы этнологической экспертизы
Кредитов: 6Исследование этнологической экспертизы, как эффективного инструмента регулирования, имеет теоретическую и практическую направленность и актуально в связи с необходимостью поиска продуктивных форм взаимодействия местных сообществ и администрации; определения действенных стратегий сохранения этнокультурного наследия; разрешения конфликтных ситуаций, решения миграционных вопросов и др.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Археологические феномены Степной Евразии
Кредитов: 6Задачи курса: создание у студентов на основе археологических источников в сочетании с письменными данными целостного представления об основных закономерностях возникновения и развития культур степей Евразии, эволюции ее материальной и духовной культуры; формирование у слушателей комплексного знания о доисторических эпохах и об истории Степной Евразии; демонстрация наиболее важных, ярких и значительных результатов изучения археологических материалов; датирования и интерпретации вещественных источников, формировании представлений о закономерностях исторических процессов, протекавших на фоне каменного, бронзового и раннего железного веков и средневековья.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Документоведение
Кредитов: 6Получение знаний о формировании современных систем документооборота и использование документов в этнологических исследованиях. Знание основ документоведения позволит использовать исторический опыт в решении многих вопросов этнологического источниковедения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Код ON9
Распознавать историю формирования хозяйственно-культурных типов, их взаимосвязь с природными условиями.
-
Код ON7
Определять факторы появления сакральных пространств, природных и историко-культурных достопримечательностей, исследовать их значение в этнокультурной жизни этносов. Разрабатывать концепцию и бизнес-модель этнотуристического объекта.
-
Код ON13
Различать особенности формирования музейного дела на мировом и отечественном уровне. Применять правила поиска информации и работы с архивными документами.
-
Код ON5
Оперировать результатами исследования раннего железного века Казахстана, оценивать особенности археологических культур данного периода.
-
Код ON6
Распознавать тюркский погребальный обряд, материальную культуру, факторы и процессы урбанизации, характеристики погребальных памятников средневековых этносов.
-
Код ON11
Применять теоретические и методологические основы этнологических знаний и понятийный аппарат в ходе научных исследований.
-
Код ON15
Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности
-
Код ON8
Оперировать и объяснять понятия «этногенез и этническая история», «современные этнические процессы» для противодействия ксенофобии и экстремизму, защите прав национальных меньшинств, сохранения культурного наследия.
-
Код ON1
Распознавать и объяснять основные научные концепции в археологии, этнологии и антропологии, решающую роль археологии и этнологии в изучении становления и раннего развития человечества.
-
Код ON2
Различать этапы антропогенеза, древнейшие формы социальных отношений, архаические формы религиозных воззрений, современные классификации и периодизации палеолита.
-
Код ON10
Применять знания по демографической структуре и расселению казахов, истории развития этнографической науки Казахстана.
-
Код ON3
Применять теоретические и методологические основы археологических знаний и основные законы естественно научных дисциплин в профессиональной деятельности в соответствии с профилем деятельности.
-
Код ON14
Обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления
-
Код ON12
Демонстрировать казахстанский патриотизм и гражданскую ответственность.
-
Код ON4
Идентифицировать археологию Казахстана в системе знаний бронзового века Евразии и сравнивать исторические процессы эпохи бронзы во внутриконтинентальной материковой части Евразии.