Действующая образовательная программа

7M02301 Филология (казахская) в ГУ им. Шакарима

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных научно-педагогических кадров, обладающих профессиональными и научными компетенциями по филологическому направлению и навыками их реализации в педагогической и научной деятельности
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • История и философия науки
    Кредитов: 5

    Курс «История и философия науки» исследует историческую эволюцию наук и философские перспективы, которые они формируют. Описываются истоки современной науки, ее социальные и институциональные контексты. Рассматриваются философские проблемы, связанные с мысленными экспериментами, подтверждением и опровержением теорий, происхождением и применением количественных и качественных методов исследований

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Грамматическая структура тюркских языков
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует представление о тюркских языках, их грамматической структуре, специфических особенностях отдельных тюркских языков на научно-сравнительной основе. В дисциплине рассматриваются следующие темы: этапы становления и развития тюркских языков, классификация, морфологический состав слова, явление синкретизма, особенности частей речи, сравнительный синтаксис.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Литературные направления и течения
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует умение применять знания о генезисе литературного творчества, проблемах изучения литературных произведений и об известных течениях литературоведческой науки. В дисциплине рассматриваются следующие темы: художественное направление, метод, стиль в истории литературы; литературные закономерности в художественной практике; средневековый символизм; реализм в период возрождения; художественный метод; мировоззрение современного художественного творчества

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультетов или языковых вузов. Краткое содержание дисциплины: В учебном году целью второго иностранного языка (английский язык – В1 -уровень) является достижение В1 уровня английского языка. Уровень В1 можно рассматривать как продолжение и грамматическое пополнение уровня А1, А2. Уровень В1 дает возможность студентам углубленно освоить английский язык и свободно передать свои мысли на английском языке и в общении с другими находить общий язык. Уровень В1 охватывает каждую сферу обыденной жизни человека: семья, отношения, работа, стиль жизни, путешествия, еда, спорт и т.д. Учебно-методический комплекс построен с учетом требований, изложенных в действующих программах по иностранному языку.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 3

    Формирование основ профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, педагогической компетентности в общей проблематике, вопросах методологических и теоретических основ педагогики высшей школы, во владении современными технологиями анализа, планирования и организации обучения, воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Поэтическая школа Абая
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний, которые определяют место в литературе поэтов, развивающих новаторские традиции, связанные с творчеством Абая. В дисциплине рассматриваются следующие темы: понятия "поэтическая среда", " поэтическая школа Абая", "литературные традиции"; ученики поэта Абая: творчества Акылбай Абайулы, Магауия Абайулы, Турагул Абайулы, Шакарима Кудайбердиулы, Какитая Искаковича Кунанбаева, Кокбая Жанатайулы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Абаеведение
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию умений определять место Абая в казахской и мировой литературе; навыков исследования творческого наследия Абая и научного анализа его произведений. В дисциплине рассматриваются следующие темы: творческая биография Абая, исследование его произведений; тематические особенности стихотворений Абая; исторические, художественные основы поэм; значение сочинений и переводов, поэтическое окружение.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Формирование научно-обоснованных представлений о системе психических явлений, психологических переменах поведения и сознательной деятельности человека в современных условиях. Рассматриваются теоретико-практические проблемы психологической науки, категориальная система психологии управления, утверждается историзм психологического анализа практики управления, раскрываются объяснительные принципы анализа управленческой деятельности, структура психологических учений и школ, и другие вопросы психологической науки в приложении к теории и практике управленческой деятельности. Курс позволяет выработать научные представления о современных теориях и подходах в психологии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы литературоведения на стыке XX - XXI века
    Кредитов: 5

    Дисциплина знакомит с актуальными проблемами и историей изучения литературоведения, формирует знания о жанровых особенностях произведений литературы рубежа веков. В дисциплине рассматриваются следующие темы: современное состояние и тенденции развития литературоведения на рубеже XX-XXI веков; пути изучения литературного искусства и основные формы освоения художественного произведения; основные школы литературоведения

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Поэтическая библиотека Абая
    Кредитов: 5

    Дисциплина знакомит с библиотекой поэта, определяет влияние мировой литературы на произведения Абая, формирует навыки анализа и исследования литературного наследия поэта. В дисциплине рассматриваются следующие темы: подражание Абая восточной поэзии; связь с западной, русской литературой; влияние образцов родной литературы; библиотека Абай в исследованиях М.Ауэзова, К.Мухамедханова, современных ученых и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лингво-культурные особенности фразеологизма
    Кредитов: 5

    Дисциплина раскрывает важность познания национальной культуры через фразеологизм как языковую единицу, относящуюся к духовной культуре; формирует навыки выявления фактов, имеющих национально-культурное значение в формировании казахского фразеологизма. В дисциплине рассматриваются следующие темы: взаимосвязь языка и культуры, этнокультурные основы устойчивых выражений, сформированных из названий племен, отношение фразеологизмов к материальной культуре.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Когнитивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует представление о научных основах познавательной теории в языкознании, понятиях концепта, концептуальной структуре, когнитивных аспектах фразеологизмов, мифических основ языка, речевом изображении мира. В дисциплине рассматриваются следующие темы: история становления когнитивной лингвистики, связь с другими отраслями науки, языковая личность, концептуальная метафора, когнитивно–дискурсивная теория, когнитивная семантика и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психолингвистика
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует навыки анализа актуальных теоретических проблем языкознания, изучения истории и методов психолингвистики и освоения метаязыка. В дисциплине рассматриваются следующие темы: слово в сознании человека; невербальные компоненты коммуникации; экспериментальное изучение слов и групп слов; ассоциативный подход к значению слова и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Социолингвистика
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует навыки определения общественной природы языка, социального значения, социальной функции языка, форм языкового бытия, социальной дифференциации языка. В дисциплине рассматриваются следующие темы: понятийный аппарат социолингвистики и метаязык; влияние известных моноязычных личностей на речевую среду; особенности использования определенного языка в определенном национальном контексте на различных социальных уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Новые направления языкознания
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию системой знаний о состоянии современного языкознания путем анализа новых научных теорий, концепций, определения их методологических основ, актуальных проблем. В дисциплине рассматриваются следующие темы: новые направления современной языковой науки и принципы их исследования, анализ предпосылок их возникновения и определение научных концепций

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Научный анализ художественного произведения
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний об основных понятиях, методах научного анализа художественного произведения и навыков его применения на практике. В дисциплине рассматриваются следующие темы: закономерности и особенности развития искусства слова и форм его проявления; идейное содержание произведения, особенности изложения темы; сюжетное, композиционное строение, жанровое описание; языковые средства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Актуальные проблемы прикладной лингвистики
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует представление об основных направлениях и областях прикладной лингвистики в соответствии с традиционными и современными целями языкознания, о его научно-терминологическом аппарате, об актуальных проблемах. В дисциплине рассматриваются следующие темы: машинный перевод, язык информации, терминология и ее роль в поиске информации, создание тезаурус-словарей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвокультурология
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует знания о духовной культуре народа через его познавательную, этическую, эстетическую категории и факты языка. В дисциплине рассматриваются следующие темы: история лингвокультурологии, теоретические предпосылки и методы; культурная коннотация; мифологические основы познавательной структуры языка; национальное сознание и язык; языковая картина мира и эмпирическое познание.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы перевода художественного произведения
    Кредитов: 5

    Дисциплина рассматривает художественный перевод как литературное творчество и формирует знания о проблемах перевода художественного текста, адаптации национально-культурных особенностей перевода, дает полное представление о творческом методе писателя. В дисциплине рассматриваются следующие темы: жанровая природа и структура произведений, проблемы сохранения оригинального текста, национально-культурная специфика и литературный перевод, специфика перевода устойчивых выражений, игры слов.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Общая теория лингвистики
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний о лингвистических парадигмах актуальных научных знаний современности и их интеграции. В дисциплине рассматриваются следующие темы: концепции и направления современной научной парадигмы в общем процессе познания, научные парадигмы в общем языкознании, актуальные проблемы ведущих парадигм в современной лингвистике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Новые направления литературоведения
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует знания о современных достижениях литературоведческой науки, о путях литературного развития новых направлений, об анализе актуальных проблем. В дисциплине рассматриваются следующие темы: этапы формирования новых направлений, вклад литературоведов; достижения и поиски новых литературных направлений (постмодернизм, феминизм, постструктурализм, неомифологизм, мифопоэтика, герменевтические традиции и др.), основные проблемы современного казахского литературоведения

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы истории казахского языка
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний о проблемах истории казахского языка путем определения закономерностей развития и направлений всех сфер казахского языка, а также формирует умение применять знания при анализе истории казахского языка. В дисциплине рассматриваются следующие темы: этапы развития истории казахского языка, формы и методы его исследования; исторические изменения в языковой системе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Функциональная грамматика
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний об основных особенностях функциональных грамматических категорий, их коммуникативных функциях; формирует навыки анализа научных теорий, рассматриваемых в системе функциональной грамматики. В дисциплине рассматриваются следующие темы: определение научных основ взаимодействия и соотношения функциональной грамматики и структурной лингвистики, роли глаголов в передаче аспектуальности, темпоральности, персонализации, компаративности, каузальности, локализации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История развития казахской литературы начала ХХ века
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний о развитии казахской литературы, исторических событиях, развитии печати, литературных направлении начала ХХ века и навыков анализа особенностей развития жанров в литературном процессе. В дисциплине рассматриваются следующие темы: состояние казахской литературы начала ХХ века, направления их развития, общественно-социальное положение того времени; борьба Алашординской литературы за независимость

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Новые технологии преподавания казахского языка и литературы в ВУЗ-ах: теория и методика
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует представление о теории и методике новейших технологий обучения казахскому языку и литературе в вузе и навыки их применения на практике. В дисциплине рассматриваются следующие темы: особенности обучения казахскому языку в вузе и методолого – теоретические основы методики преподавания, эффективная научно-теоретическая методика обучения казахскому языку посредством новых педагогических технологий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • А. Байтурсынов и фундаментальные проблемы казахской филологии
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний о философских проблемах языкознания: природе и сущности языка, языке и мышлении, языке и обществе, происхождении языка, возникновении и развитии философии языка и др. В дисциплине рассматриваются следующие темы: философские и методологические основы школ казахского языкознания, аксиологические проблемы языкознания: философско-эстетические, онтологические, национальные и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • История методики преподавания казахского языка и литератыру в высшей школе
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию представлений об истории методики преподавания казахского языка и литературы, его современном состоянии, задачах, нерешенных актуальных вопросах, формирует навыки применения эффективных методов преподавания казахского языка. В дисциплине рассматриваются следующие темы: основные направления и поднятые проблемы методической школы, специфические особенности, история развития методической науки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Проблемы преподавания казахского языка и литературы в высшей школе
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует умения применять методолого-теоретические основы обучения казахскому языку и литературе, новаторские научно-методические принципы, методы и приемы обучения, эффективные инновационно-педагогические технологии. В дисциплине рассматриваются следующие темы: структура и система методики преподавания казахского языка и литературы в высшей школе, обновление философии образования и методологии, внедрение новых образовательных технологий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Методология перевода и сопоставительная стилистика
    Кредитов: 5

    Дисциплина рассматривает сопоставительно-стилистические особенности двух языков и их особенности в переводе, знакомит с лингвистическими исследованиями, полезными для переводческой практики, формирует навыки анализа, сравнения, перевода текстов различных стилей и жанров. В дисциплине рассматриваются следующие темы: сопоставительно-стилистические исследования, «метод параллельного сравнения» текстов, функционально-стилистические особенности двух языков, проблемы перевода текстов различных жанров, стилей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • М.Ауэзов и казахский фольклор
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию всестороннего знания о фольклорном наследии – духовной культуре казахского народа; умения анализировать литературные труды М. Ауэзова. В дисциплине рассматриваются следующие темы: литературно-научные труды М. Ауэзова по сбору, пропаганде, систематизации и изданию фольклора; особенности и классификация произведений фольклора, научные мысли М. Ауэзова

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Методы и принципы исследования лингвистики
    Кредитов: 5

    Курс «Методы и принципы исследования лингвистики» предназначен для руководства организацией по тематике и содержанию. Этот курс рассматривает общие и индивидуальные лингвистические методы изучения языковых единиц. Курс охватывает теоретические основы философии и научную методологию, направленную на лингвистику.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Философско-эстетические аспекты литературоведения
    Кредитов: 5

    Дисциплина формирует представление о принципах комплексного изучения человека и литературы, о философско-эстетических проблемах литературоведения в мировоззренческом аспекте мира. В дисциплине рассматриваются следующие темы: принципы комплексного исследования человека и литературы, характер человека как феномен социальной культуры, формирование и рождение философско-эстетического отношения к литературному процессу.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Современное состояние и перспективы интерлингвистики
    Кредитов: 5

    В этом курсе речь пойдет о сравнительно-историческом, системно-структурном, типологическом методе, социолингвистике, психолингвистике, когнитивной лингвистике, этнолингвистике. Кроме того, этот курс рассматривает интерлингвистику как теорию, направленную на преодоление языковых трудностей между международными искусственными языками.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Ауэзов и проблемы литературоведения
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний закономерностей творческих процессов М. Ауэзова, формирует навыки анализа художественного значения произведений с общественными условиями, особенностями современности. В дисциплине рассматриваются следующие темы: многогранность лаборатории писателя, переводы, статьи, научные исследования, связь с зарубежной литературой, изучение и осмысление творчества писателя в современности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Философско-методологические проблемы языкознания
    Кредитов: 5

    Дисциплина способствует формированию знаний о философских проблемах языкознания: природе и сущности языка, языке и мышлении, языке и обществе, происхождении языка, возникновении и развитии философии языка и др. В дисциплине рассматриваются следующие темы: философские и методологические основы школ казахского языкознания, аксиологические проблемы языкознания: философско-эстетические, онтологические, национальные и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Код ON7

    Формирует знания о теории перевода, художественном переводе и его методологии, оценивает основные принципы лингвистической теории перевода, владеет научно-терминологическим аппаратом перевода

  • Код ON9

    Владеет навыками организации и проведения лингвистических/литературоведческих исследований. Способен оценивать научные методы, необходимые для исследования, использовать новые методы и приемы для решения задач конкретного филологического исследования

  • Код ON2

    Умеет анализировать новые направления казахского языкознания и литературоведения, обобщает знания, являющиеся основой для структурной системы казахской филологии

  • Код ON3

    Систематизирует знания по актуальным проблемам языкознания и литературоведения. Владеет знаниями, необходимыми для приобретения навыков научно-исследовательской и научной деятельности филологического направления

  • Код ON4

    Способен оценить новые теоретические, методологические достижениями науки в области филологии, изучает методику и приемы самостоятельного решения научно-исследовательских задач, способен организовать изучение теории и практики проведения научных исследований

  • Код ON6

    Способен осуществлять все виды профессиональной деятельности по специальности; владеет практическими навыками обучения в Высшей школе; владеет технологиями, методами и приемами образования

  • Код ON8

    Изучает языковые закономерности в контексте истории языкознания и лингвистических учений, их теоретические основы; анализирует научные мысли, рассмотренные в системе функциональной грамматики, определяет закономерности развития и тенденции изменения всех сфер казахского языка

  • Код ON5

    Знает основные нормы, направления развития филологической отрасли в развитии цивилизации, формирует навыки применения теоретических знаний в профессиональной деятельности

  • Код ON10

    Обучающийся осваивает психолого-педагогическое (организационно-педагогическое, образовательно-педагогическое) образование для осуществления профессиональной деятельности. Способен применять лучшие методы и приемы, эффективные инновационно-педагогические технологии креативного обучения казахского языка в вузе

  • Код ON1

    Способен решать социально-лингвистические и философские проблемы в образовательной и профессиональной деятельности, проблемы высшего педагогического образования. Умеет использовать мультикультурные команды, современные подходы к стимулированию, способен реализовывать коммуникации в условиях кризиса

Top